Для муфрида и къарина уаджиб сделать саъи только один раз без разногласия. Что касается мутаматтиъа, то он делает его, по мнению большинства, два раза. По мнению Ахмада и ибн Таймии саъи во время умры достаточно, и если человек в хадже не сделает его, то в этом нет проблем. Аллаху аъалам.
29 — После этого он вышел через ворота (в другой версии хадиса сообщается: «через ворота ас-Сафы») и направился к (холму) ас-Сафа.
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Совершайте сай, ибо Аллах предписал вам сай».
Приблизившись к нему (холму ас-Сафа), он прочитал:
﴿ إن الصفا والمروة من شعائر الله ﴾
«Воистину, ас-Сафа и аль-Марва — одни из обрядовых знамений Аллаха»
Аят и слова «Абда’у би-ма бада’а-Ллаху би-хи» следует прочитать до того, как человек дойдет до Сафы, так как эти слова не являются словами зикра во время саъи,
после чего произнес:
أبدأ (نبدأ) بما بدأ الله به
«Абда’у (в другой версии хадиса сообщается: набда’у) би-ма бада’а-Ллаху би-хи»
«Я начинаю (в другой версии хадиса сообщается: „Мы начинаем“) с того, с чего начал Аллах». Он начал с ас-Сафы и поднимался на нее, пока не увидел Дом (Аллаха).
30 — Он встал лицом к кибле, произнес свидетельство единобожия, возвеличил Аллаха [три раза], [восхвалил Аллаха] (То есть говорит: «Ля иляхя илля Аллах, Аллаху Акбар, Альхадму лиллах» (по 3 раза) и после этого говорит нижеприведенный зикр) и сказал:
﴿ لا إله إلا الله وحده لا شريك له له الملك وله الحمد [ يحيي ويميت] وهو على كل شيء قدير لا إله إلا الله وحده [ لا شريك له] أنجز وعده ونصر عبده وهزم الأحزاب وحده ﴾
«Нет божества достойного поклонения, кроме Аллаха, Одного, у Которого нет сотоварища! Ему принадлежит власть и надлежит хвала, [Он оживляет и умерщвляет] и Он властен над всем сущим! Нет божества, достойного поклонения кроме одного Аллаха [у Которого нет сотоварища]! Он выполнил обещание, помог своему рабу и в одиночку разбил враждебные племена».
Эти слова означают, что Всевышний Аллах разбил племена без сражения между людьми и вообще без какого-либо человеческого вмешательства. Под племенами здесь подразумеваются группы язычников, объединившихся против посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в противостоянии, которое получило название «Битва у рва».
Он повторил это трижды, а в промежутках между каждыми двумя разами обращался к Аллаху с мольбой (дуа).
Руки следует поднимать только во время дуа, во время зикра руки не поднимаются. Также здесь указание на то, что зикр делается 3 раза, а дуа два раза.
31 — Затем он спустился, направившись к (холму) аль-Марва [пешком].
Этот хадис ясно свидетельствует о том, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершал ритуальный бег (сай) пешком. В другом хадисе Джабира передается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершал сай между (холмами) ас-Сафа и аль-Марва, сидя на верблюде: он так сделал для того, чтобы его видели люди, наблюдали за (его обрядами) и задавали ему свои вопросы, поскольку вокруг него скопилось огромное количество народа.
Когда его ноги ступили внутрь пересохшего русла (вади), он побежал (сай)
То есть паломник идет шагом до указателя, который находится слева и справа и обозначен в наше время зеленым цветом. Дойдя до первой отметки, он начинает быстро бежать, пока не достигнет следующей отметки. Во времена пророка, да благословит его Аллах и приветствует, на этом участке находилось пересохшее русло аль-Абтах, дно которого было усыпано мелкими камешками. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Вади аль-Абтах следует преодолевать быстро»,
а когда он стал подниматься [что означает] [, ступив] [на другой конец расселины], то перешел на шаг, дойдя до аль-Марвы. [Он поднимался на нее, пока не увидел Дом (Аллаха)].
32 — Находясь на аль-Марве, он сделал все то же самое, что и на ас-Сафе.
Затем паломник должен вернуться назад, пока не поднимется на ас-Сафу. Он проходит обычным шагом то место, где следует идти шагом, и бежит в том месте, которое предназначено для саъя. Это будет считаться вторым прохождением между ас-Сафой и аль-Марвой. Затем он возвращается на аль-Марву. И так он поступает до тех пор, пока не совершит семь прохождений, последнее из которых завершится на аль-Марве. Дозволено совершать прохождение между ас-Сафой и аль-Марвой на передвижном средстве. Однако пророку, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха, нравилось совершать этот обряд пешком. Когда паломник завершит седьмое прохождение на аль-Марве, он укорачивает волосы на своей голове, и на этом его умра заканчивается. Ему становится дозволенным то, что было запрещено в состоянии ихрама, и он продолжает пребывать, не находясь в состоянии ихрама, до наступления дня ат-тарвия (т.е. до 8-го числа месяца Зу-ль-Хиджа). Тот, кто вошел в состояние ихрама, не намереваясь совместить умру с хаджем, и не пригнал с собой жертвенного животного из места своего проживания, должен выйти из состояния ихрама, следуя приказу пророка, да благословит его Аллах и преветствует, и избегая того, что вызвало его гнев (как мы об этом будем говорить дальше). Тот же, кто пригнал с собой жертвенное животное, продолжает пребывать в состоянии ихрама и выходит из него только после того, как совершит ритуальное бросание камешков в День Жертвоприношения.