Джа‘фар бин Мухаммад передал, что его отец сказал: «Мы пришли к Джабиру бин ‘Абдуллаху, да будет доволен Аллах ими обоими, который стал спрашивать людей, кто к нему пришёл, пока не дошёл до меня.
Из этих слов извлекается то, что для человека является желательным знакомиться с теми, кто пришел к нему в гости, знать их имена, положение, чтобы вести себя с ними соответствующим образом, как на это указывает слова праведных предшественников: «Нам было приказано отдавать должное людям в соответствии с их положением».
[В ответ на его вопрос] я сказал: «Я — Мухаммад бин ‘Али бин Хусейн». Тогда он протянул руки к моей голове [Джабир был слепым] и расстегнул [сначала] верхнюю пуговицу, потом — нижнюю, потом прикоснулся ладонью к моей груди, а я тогда был ещё не совершеннолетним юношей.
В этом содержится указание на то, что ребенок может быть носителем хадиса, но передавать его он должен только после того, как станет совершеннолетним.
и сказал: «Добро пожаловать
Слово „мархабан“ — „добро пожаловать“ — является сунной, и если человек говорит это, следуя пророку, то получает за это вознаграждение.
о сын моего брата.
В этом указание на то, что можно называть постороннего человека племянником, сыном, отцом, дядей, так как это было арабским обычаем, который практиковали сподвижники.
спрашивай, о чём хочешь.
Здесь указание на то, что требующему знание дозволено говорить: „Спрашивайте меня“»
— и я стал задавать свои вопросы [Джабиру], который в те дни уже был слепым. Когда настало время молитвы, он встал, кутаясь в своё одеяло, но каждый раз, как он набрасывал его на плечи концы [одеяла] снова опускались на прежнее место, поскольку оно было мало,
Причиной тому было то, что в Сунне пришел запрет молиться с открытыми плечами.
накидка же [Джабира] [висела] сбоку от него на деревянной вешалке [для одежды]. Он совершил с нами молитву
Джабир хотел показать присутствующим на практике, какой минимум должен быть в сокрытии аурата в молитве. Также в хадисе содержится указание на то, что можно молиться за слепым. Также указание на то, что ученый и требующий знания обучает не только словами но и делами.
[а потом] я попросил: «Расскажи мне о хадже посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует»
Указание на стремление праведных предшественников к познанию Сунны Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, а также на то, как должен быть поставлен вопрос, т.е. ученик должен попросить научить его на основе довода, а не пустых заявлений.
[Мухаммад бин ‘Али бин Хусайн передал, что после этого Джабир загнул] пальцы на руке, показав число девять, и сказал:
1 — «Поистине, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, находился [в Медине] девять лет, в течение которых он ни разу не совершил хадж.
Ученые единодушны в том, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, после переселения в Медину совершил всего лишь один хадж, так называемое «прощальное паломничество», которое состоялось в десятом году после хиджры. Расхождение ученых вызвал другой вопрос: когда был предписан хадж? Среди ученых существовало несколько мнений на этот счет, среди которых наиболее близко к истине то, что хадж был вменен в обязанность в девятом или десятом году после хиджры.
2 — Затем на десятый год людям было объявлено, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, намеревается совершить хадж [в этом году].
3 — И тогда в Медину прибыло множество людей
Около 120 тыс., в другой версии хадиса сообщается: «[дома] не остался ни один человек, который мог передвигаться, будь то на верховом животном или пешком». В этом указание на то, что основой в приказе является то, что его следует выполнять сразу же. Также указание на то, что если люди узнают о том, что какой-то ученый или требующий знания из числа приверженцев Сунны и знатоков хадисов, едет в хадж, то они должны стараться присоединяться к нему, и отправиться в хадж вместе с ним, чтобы они обучались у него Сунне Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, как в вопросах хаджа, так и в других вопросах.
[Люди торопились, чтобы (успеть) выйти вместе с ним, так как] все они желали сопровождать посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и повторять совершаемые им обряды.
В этих словах указание на стремление праведных предшественников к изучению Сунны и ее воплощению в жизнь.
4 — [Джабир сказал: «Я слышал, как он…», — (в другой версии хадиса сообщается: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обратился к нам с проповедью и сказал: «Место вхождения в ихрам для жителей Медины — Зу-ль-Хулейфа
Зу-ль-Хулейфа — местечко, расположенное на расстоянии девяти км от Медины. Хулейфа — это название дерева.
для прибывающих другим путем (из аш-Шама) — аль-Джухфа.
Аль-Джухфа — местечко, расположенное на расстоянии около трех переходов (марахиль — день пути) от Мекки. Шейх аль-Ислам Ибн Таймиййа в разделе «Манасик аль-Хадж» (2/356) в своем труде «Мажмуа ар-Расаи’ль аль-Кубра» сказал: «Это старинное поселение под названием Мухай’а, которое в настоящее время разрушено. В этой связи, паломники входят в состояние ихрама до него, в месте, которое называется Раабиг. Оно является микатом (местом вхождения в состояние ихрама — прим. редактора) для паломников, прибывающих с западного направления, например, для жителей аш-Шама (Сирия, Иордания, Палестина, Ливан) и Египта».
для жителей Ирака — Зат Ирк.
Зат Ирк — место в Аравийской пустыне, являющееся разделительным пунктом между районами Неджд и Тихама. Расстояние от этого пункта до Мекки составляет сорок две мили, о чем сообщается в «Аль-Фатх».
для жителей Неджда — Къарн
его также называют «къарн ас-саалиб».
а для жителей Йемена — Яламлам.
Яламлам — местечко, расположенное от Мекки на расстоянии примерно 50 км.
Примечание 1: Люди в отношении миката делятся на три вида:
- Те, кто находится в хараме (макки) и заходит в ихрам на границах харама для умры, как на это указывает хадис Айши, в котором Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, приказал Абдуррахману бин Абу Бакру: «Выйди со своей сестрой за территорию харама, и пусть она войдет за его границами в состояние ихрама».
- Те, кто находится вне харама, но внутри миката — они входят в ихрам в своих домах.
- Те, кто находится за микатом (афакиюн), они обязаны зайти в ихрам на микате, который они пересекают, даже если он не являются жителями районов упомянутых в хадисе). Как на это указывают слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует, переданные Абдуллах ибн Аббасом: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, установил микат для жителей Медины — Зуль Хуляйфа, для жителей Шама — Аль-Джухфа, для жителей Неджда — Карн аль-Маназил, для жителей Йемена — Ялямлям. Эти микаты для (жителей) этих мест, и для тех, кто проходит через них из других мест, если они желают совершить хадж или умру. А тот, кто (находится) за ними (микатами), то (пусть входит в состояние ихрама) от туда, от куда начинает (свои обряды), а жители Мекки из Мекки». Т.е..если житель Йемена находясь в Медине, решил совершить умру или хадж, он не обязан ехать на Ялямлям, ему может войти в состояние ихрама в Зуль-Хулейфе.
Примечание 2: Если кто-то задаст вопрос, почему эти микаты так отличаются в своем расстоянии от Мекки? Ученые говорят, что не следует задавать подобные вопросы, так как разница в расстоянии микатов от Мекки подобна количеству ракаатов в разных молитвах. Подобное явление называется «амр та’абуди» т.е. пришел приказ, его следует выполнять.
Примечание 3: Слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в которых он говорит о микатах стран, которые еще на тот момент не были мусульманскими чудо из чудес Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и указание на то, что эти страны будут принадлежать мусульманам.
Примечание 4: В словах: «Эти микаты для (жителей) этих мест, и для тех, кто проходит через них из других мест, если они желают совершить хадж или умру», указание на то, что если человек проезжает эти микаты, не желая совершить хадж или умру, то он не обязан в ходить в состояние ихрама. Однако это обуславливается тем, чтобы он до этого совершил обязательный хадж и умру.
5 — [Джабир сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, отправился в путь], [когда до окончания месяца Зу-ль-Ка’да оставалось пять или четыре дня].
Это произошло после того, как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, расчесал свои волосы, умастился благовониями и облачился в одеяния ихрама — «изар» [кусок материи, которую паломник оборачивает вокруг пояса] и «рида» [кусок материи, которую паломник набрасывает на плечи]. То же самое сделали и его сподвижники. В отношении одеяния ихрама — изара и риды — посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не запретил ничего, за исключением того, что было окрашено шафраном. Об этом сказал Ибн Аббас, о чем сообщил аль-Бухари. Под словами «окрашено шафраном» подразумевается окрашивание в желтый цвет, наподобие шафрана.
Данный хадис Ибн Аббаса свидетельствует о допустимости облачения в одеяния ихрама до прибытия в микат в отличие от многих людей, которые считают наоборот. По другому дело обстоит с намерением войти в состояние ихрама, которое по нашему мнению, совершается только в микате либо чуть ранее, если паломник летит в самолете и боится, что он пересечет микат до того, как вознамерится войти в состояние ихрама.
Также следует знать, что согласно Шариату недопустимо произносить намерение (например, «О Аллах, я намереваюсь…») ни перед вхождением в ихрам, ни перед омовением, ни перед намазом, ни перед постом и ни перед любым другим видом поклонения, поскольку намерение утверждается только в сердце. Что же касается произнесения намерения, то это является религиозным нововведением, а «всякое религиозное нововведение (бид’а) представляет собой заблуждение, а каждое заблуждение (найдёт своё завершение) в Огне». То, что действительно достоверно передано от него, да благословит его Аллах и приветствует, перед вхождением в состояние ихрама, так это слова: «Ляббайка Аллахумма умратан ва хаджан» / «Вот я перед Тобой, о Аллах, (совершая) умру и хадж». Он, да благословит его Аллах и приветствует, остановился на этих словах, не добавив больше к ним ничего, что подтвердил шейх аль-Ислам Ибн Таймиййа в своей статье «Ан-Нийя» стр. 244-245 из «Мажмуа ар-Раса’иль аль-Кубра», часть 1.
6 — [и погнал с собой жертвенных животных]
То есть из Зуль-Хулейфы, о чем передается в хадисе от Ибн Умара, который приводится в обоих «Сахихах».
7 — Мы отправились в путь вместе с ним [вместе с женщинами и детьми].
В этом указание на дозволенность брать с собой в хадж женщин и детей.
8 — и достигли Зу-ль-Хулейфы.
Микаты бывают 2 видов: Микат, связанный со временем, и микат, связанный с местом. Что касается миката времени, то это три месяца (Шауаль, Зулькъида, Зульхиджа). И поэтому если человек хочет совершить хадж таматтуъ, то ему следует совершить умру в один из месяцев хаджа. А если же он совершил умру в другое время и затем остался в Мекке до хаджа, то для него лучше совершить хадж ифрад. И это мнения Ибн Таймии и всех 4 имамов. Что касается миката места, то их пять:
- Зу-ль-Хулейфа
- аль-Джухфа
- Зат Ирк
- Къарн
- Яламлам.
В это время Асма бинт Умайс родила Мухаммада бин Абу Бакра.
Асма знала, что она родит, и, несмотря на это, все равно вышла, и это указывает на то, что хадж является обязательным сразу же, как появится на то возможность.
9 — Она отправила человека к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, чтобы узнать, что ей делать.
10 — [Тогда] он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Соверши полное омовение, затем (широким куском материи, наполненной хлопком) перевяжи место кровотечения, после чего облачись в ихрам».
В этом указание на то, что не дозволено женщине во время месячных или послеродового кровотечениия пересекать микат, не входя в состояние ихрама. Также указание на то, что ей следует сделать полное омовение. Гусль так же узаконен и для других людей, как на это указывает достоверный хадис от Ибн Умара: «Поистине из Сунны совершение гусля если человек хочет войти в ихрам или войти в Мекку». Бахаки, Хаким и др.
11 — Затем Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, помолился в мечети [,сохраняя полное молчание]
Т.е. совершил молитву зухр. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вышел из Медины после асра. Прибыв в зуль-Хулейфу, он совершил магриб, иша, фаджр и зухр ожидая людей. На это указывают все хадисы в совокупности. И в этом содержится указание на то, что если человек прибыл в микат во время одной из пяти молитв, то следует зайти в ихрам после совершения обязательной молитвы. Что касается молитвы для ихрама, то это новшество.
Что касается слов: [сохраняя полное молчание] То в них указание на то, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не произнес тальбию сразу после намаза. Он ее произнес только после того, как сел на свою верблюдицу. О чем сообщается на следующей странице.