Условия, при которых хадж становится обязательным

Существует несколько условий, при которых совершение такого великого поклонения, как хадж к Дому (Каабе в Мекке) становится обязательным для мусульманина и мусульманки:

  1. Ислам. То есть человек должен быть мусульманином. Так как Всевышний не принимает поклонения от неверующего, на что указывает Коран:

﴿ وَمَا مَنَعَهُمْ أَن تُقْبَلَ مِنْهُمْ نَفَقَاتُهُمْ إِلاَّ أَنَّهُمْ كَفَرُواْ بِاللّهِ وَبِرَسُولِهِ ﴾

«Тому, чтобы их пожертвования были приняты, мешает только то, что они не веруют в Аллаха и Его Посланника» Сура «ат-Тауба», аят 54.

  1. Свобода. То есть, чтобы человек не был рабом. Так как его имущество принадлежит его господину, как сказал Пророк: «Тот, кто продал своего раба, у которого есть имущество, то его имущество становиться владением того, кому продан раб». И поэтому если у раба не будет имущества, то он не сможет совершить хадж.
  2. Совершеннолетие и разум /таклиф/. Однако если ребенок сделает хадж, то его хадж действителен, но он не снимает с него «Хадж Ислама». Доводом на действительность его хаджа является хадис, переданный имамом Муслимом, о том, что когда Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, показали ребенка, и спросили, засчитывается ли ему хадж, он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Да, и тебе вознаграждение!» Совершеннолетие достигается появлением одного из 3 признаков у мужчин и 4 у женщин: поллюции, волосы на лобке, возраст 15 лет, и у женщин те же самые, и еще один признак — месячные.
  3. Мощь /Къудра/. То есть тот, кто имеет физическую и материальную возможность. Этот вопрос имеет четыре положения:
    1. Богатый и физически способный. Такой человек обязан сам совершить хадж.
    2. Физически способный, но не имеющий средств. Если есть возможность совершить хадж без денег, то он обязан это сделать. Т.е. живет рядом с Меккой и может сделать хадж пешком. Или кто-то берет его в поездку в хадж в качестве прислуги т.п.
    3. Богатый, но физически больной человек. Обязан дать имущество тому, кто совершит за него хадж.
    4. Бедный, больной. Снимается с него хадж.

    Также в материальную возможность входит то, что человек обязан выполнить все свои обязательства. К обязательствам относится:

    • Долги перед Аллахом (искупления, обеты)
    • Его созданиями, как содержание жены, детей, близких. Т.е. чтобы он оставил им столько, сколько хватит до его возвращения.
    • Отсутствие долгов перед людьми. Примечание: Если кредитор позволил человеку ехать в хадж, то ему все равно не дозволено отправляться в путь, если только кредитор не скажет: «Если с тобой что-нибудь случиться, я тебе простил твой долг.
    • Также, по одному из мнений ученых, дозволено давать закят человеку для того, чтобы он совершил первый обязательный хадж, так как Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Хадж — из пути Аллаха»
  4. Наличие махрама для женщины. Наличие махрама возвращается к вопросу мощи /къудра/. И тот, у кого нет махрама, подобен тому, у кого нет материальной или физической возможности. Условия махрама для поездки в хадж и умру: чтобы он был мусульманином, совершеннолетним, разумным. К махрамом для женщины являются следующие:
    • Махрам по причине родословной: (отец, дед (и выше), сын, внук (и ниже), брат, сын брата и сын сестры, дядя со стороны отца и матери)
    • Махрам по причине кормления грудью те же самые что и махрамы по причине родословной.
    • Махрам по причине брака: (отец мужа, сын мужа, муж матери (если начал с ней жить супружеской жизнью), муж дочери)

    Примечание: Если у женщины есть махрам (отец, брат и т.д), и муж запрещает ей ехать в первый её хадж, она ему не подчиняется.