Советы паломникам от великих ученых: Совет пятый

Шейх Насыруддин аль-Альбани, да помилует его Аллах, писал в своем послании «ХАДЖ ПРОРОКА ДА БЛАГОСЛОВИТ ЕГО АЛЛАХ И ПРИВЕТСТВУЕТ, О КОТОРОМ РАССКАЗАЛИ ВЕЛИКИЕ И ЗАСЛУЖИВАЮЩИЕ ДОВЕРИЯ ПЕРЕДАТЧИКИ СО СЛОВ ДЖАБИРА, ДА БУДЕТ ДОВОЛЕН ИМ АЛЛАХ»:

«Наши почтенные ученые должны использовать драгоценные часы встреч с паломниками в стенах Заповедной Мечети и в других благословенных местах для того, чтобы обучить их необходимым обрядам хаджа и его правилам в соответствии с Книгой Аллаха и Сунной Его Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. В то же время это не должно отвлекать их от призыва к основе Ислама, из-за которой были отправлены посланники и ниспосланы Священные Писания — к единобожию. Многие из встречавшихся нам паломников, среди которых были даже те, кто относил себя к ученым, находились в полном неведении о сути единобожия и о том, какие языческие и идолопоклоннические дела с ним несовместимы. Также мы увидели, что многие паломники проявляют полную беспечность в отношении необходимости возвращения мусульман, несмотря на их различные мазхабы и множество группировок, к истинной деятельности, основанной на Коране и Сунне, в вопросах вероубеждения, правовых суждений, общественных взаимоотношений, нравственности, политики, экономики и других сторон жизни. А какое возрождение можно ожидать и о каком улучшении говорить, когда мусульмане не опираются на эту истинную основу и этот Прямой Путь? Именно поэтому мусульмане не пожинают от плодов своей деятельности ничего, кроме унижения и слабости, а реалии сегодняшнего дня наилучший тому свидетель. И лишь к Аллаху мы взываем о помощи!

Иногда в процессе призыва к истине в большей или меньшей степени приходится прибегать к полемике, которая должна вестись наилучшим образом, как о том сказал Великий и Всемогущий Аллах:

﴿ ادع إلى سبيل ربك بالحكمة والموعظة الحسنة وجادلهم بالتي هي أحسن ﴾

«Призывай к пути Господа твоего мудростью и добрым увещеванием и веди спор с ними наилучшим образом!» Сура «ан-Нахль», аят 125.

И тебя не должно отвращать от этого возражение невежд, цитирующих слова Всевышнего:

﴿ فلا رفث ولا فسوق ولا جدال في الحج ﴾

«…тот не должен вступать в половую близость, совершать грехи и вступать в споры во время хаджа» Сура «аль-Бакара», аят 197, так как споры, запрещенные во время хаджа, подобны грехам (, упомянутым в вышеприведенном аяте), которые запрещены в любое другое время, а не только в период паломничества. Приведенный ими священный аят налагает запрет на лживые споры, в отличие от предыдущего аята, который обязывает вести споры тем, что лучше.

Ибн Хазм, да будет милостив к нему Аллах, сказал (7/196): «Полемика бывает двух видов: первый — обязательный, приводящий к истине, а второй — лживый. Вести споры, стремясь к истине, необходимо как в состоянии ихрама, так и вне его, что означает призывать к пути Всевышнего Господа, стремиться выявить истину и отвратить ложь, ведь Всевышний Аллах сказал: „Призывай к пути Господа твоего…“. Точно так же тот, кто ведет споры не ради выявления истины или не ради Аллаха, а ради чего-либо иного, умышленно прибегая при этом ко лжи, хотя и помня, что он находится в состоянии ихрама, нарушает святость ихрама и хаджа, поскольку Всевышний Аллах сказал: „…и вступать в споры во время хаджа“».

Некоторые праведные предки из первых поколений мусульман считали, что под «спорами», упомянутыми в данном аяте, подразумеваются прения и препирательства, вызывающие гнев в душе оппонента. Поддержав это мнение, Ибн Кудама в «Аль-Мугни» (3/296) сказал, что оно принадлежит большинству исламских ученых.

Существует и другое толкование этого слова: некоторые ученые, в частности, Ибн Джарир (ат-Табари), а затем Ибн Таймия в «Маджму ар-Расаиль аль-Кубра» (2/361), утверждали, что запрет на ведение споров, о котором говорится в вышеупомянутом аяте, относится лишь ко времени хаджа и к его обрядам. Однако мы не считаем, что под данным аятом подразумевается только это значение, а Аллаху это ведомо лучше!

Однако вместе с тем человек, призывающий к истине, должен понимать, что бывают ситуации, когда споры с оппонентами, слепо придерживающимися собственного мнения, бесполезны, а их затягивание зачастую приводит к недопустимым вещам. В таком случае лучше оставить подобные споры, ибо посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Я гарантирую дом в окрестностях Рая тому, кто оставит спор, даже будучи правым» Этот хадис привел Абу Дауд через хороший иснад от Абу Умамы, а также ат-Тирмизи, который привел сходный хадис от Анаса, назвав его иснад хорошим.

Да ниспошлет Аллах помощь всем мусульманам в изучении Сунны его Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и в следовании ей!