Советы паломникам от великих ученых: Советы третий и четвертый

СОВЕТ ТРЕТИЙ

«Остерегайся, уважаемый паломник, пропустить ночевку в Мине перед отправлением на Арафат, а также ночёвку в Муздалифе в ночь перед Праздником Жертвоприношения, ведь это является частью руководства твоего Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Особенно это касается ночевки в Муздалифе вплоть до рассвета, которая относится к одному из столпов (рукн) хаджа согласно наиболее правильному из мнений учёных. Не обольщайся цветистыми речами так называемых «гидов для паломников», которых заботит только одно: побольше заработать и поменьше сделать, хотя они сполна взимают плату за предоставляемые ими услуги. И им безразлично, правильно ли ты совершил все обряды хаджа или нет, сделал ты их в соответствии с Сунной твоего Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, или наоборот.

СОВЕТ ЧЕТВЕРТЫЙ

Остерегайся также, уважаемый паломник, проходить перед молящимся как в Заповедной Мечети (в Мекке), так и в любой другой мечети, поскольку посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если бы тот, кто проходит перед молящимся, знал какой (грех) он берет на себя, то (понял) бы, что простоять на месте сорок (дней, месяцев или лет) было бы лучше для него, чем пройти перед ним!». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим в своих «Сахихах». Также, уважаемый паломник, тебе нельзя молиться, не отгородившись какой-нибудь преградой (сутрой). Ты должен совершать намаз, поставив что-либо в качестве преграды, дабы не позволять людям проходить перед собой. Если же кто-то попытается пройти между тобой и преградой, то ты должен помешать ему. На этот счет передается ряд хадисов и преданий, некоторые из которых я привожу ниже:

  1. «Если кто-либо из вас установит перед собой что-нибудь наподобие задней части седла, то пусть молится и не обращает внимание на того, кто пройдет за ней».
  2. «Если кто-нибудь из вас станет молиться, отгородившись от людей сутрой, а кто-то захочет пройти перед ним (в это время), пусть (совершающий намаз) оттолкнет его в грудь и воспрепятствует ему насколько сможет, и если тот откажется (подчиниться), пусть он сразится с ним (т.е. оттолкнет сильнее — прим. переводчика), ибо это — шайтан!». Оба этих хадиса являются достоверными. Они приводятся в обоих «Сахихах». Более подробно см. книгу (шейха аль-Альбани) «Описание намаза Пророка, да благословит его Аллах и приветствует».
  3. Яхья бин Кясир сообщил: «Я видел, как Анас бин Малик, войдя в Заповедную Мечеть, установил перед собой нечто (в качестве преграды) и начал молиться, обратившись к этому лицом». Это предание привел Ибн Са’д через достоверную цепочку передатчиков (иснад).
  4. Салих бин Кайсан сообщил: «Я видел, как Ибн ‘Умар молился у Каабы и не давал никому пройти перед собой». Это предание привели Абу Зур’а Ар-Рази в «Тарих Димашк» (91/1), а также Ибн Асакир в «Тарих Димашк» (8/106/2) через достоверную цепочку передатчиков.

Первый хадис свидетельствует об обязательности наличия перед молящимися преграды (сутры), и если он ее установил, то ничего страшного, если кто-нибудь пройдет позади нее.

Второй хадис говорит о необходимости воспрепятствовать прохождению любого человека между молящимся и его преградой. Кроме того, этот хадис указывает на запрет специально проходить перед молящимся, ибо тот, кто совершает это, является шайтаном.

О если бы знать какой удел приобрел паломник, возвращающийся из хаджа и заслуживший прозвище «шайтан»?

Оба вышеупомянутых хадиса, а также их смысл, носят общий характер и не ограничиваются какой-либо одной мечетью или местом. Эти хадисы, которые посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил в своей мечети, в первую очередь охватывают Заповедную Мечеть и Мечеть Пророка, а за ними уже, разумеется, следуют и все остальные мечети. А два вышеупомянутых предания наглядным образом указывают на то, что приведенные хадисы также касаются Заповедной Мечети, в отличие от высказываний некоторых «гидов для паломников» и других людей, которые говорят, что Мекканская Мечеть и Мечеть Пророка являются исключением из этого правила и не подпадают под запрет посланника Аллаха. В Сунне нет оснований подобного рода высказываниям. Также об этом не передается ни от одного из сподвижников, о Аллах, за исключением единственного хадиса, касающегося Мекканской Мечети, однако цепочка его передатчиков недостоверна и на него нельзя ссылаться в качестве доказательства».