Советы паломникам от великих ученых: Совет первый

Шейх Насыруддин аль-Альбани, да помилует его Аллах, писал в своем послании «ХАДЖ ПРОРОКА ДА БЛАГОСЛОВИТ ЕГО АЛЛАХ И ПРИВЕТСТВУЕТ, О КОТОРОМ РАССКАЗАЛИ ВЕЛИКИЕ И ЗАСЛУЖИВАЮЩИЕ ДОВЕРИЯ ПЕРЕДАТЧИКИ СО СЛОВ ДЖАБИРА, ДА БУДЕТ ДОВОЛЕН ИМ АЛЛАХ»:

«Поистине, многие паломники, совершая хадж, совсем не чувствуют, что они облачились в одеяния поклонения, которое обязывает их, в частности, и каждого мусульманина, в целом, сторониться всего запретного. Ты видишь, что они выполняют хадж, затем завершают его обряды, но в их греховном поведении, которое было до паломничества, ничто не изменилось, а ведь это является практическим доказательством неполноценности их хаджа, если не сказать больше: его непринятия Аллахом. Исходя из этого, каждому паломнику следует всегда помнить об этом и стремиться сделать всё возможное, дабы не впасть в нечестие и грехи, которые запрещены ему Аллахом.

Ведь, поистине, Всевышний Аллах сказал:

﴿ الحج أشهر معلومات فمن فرض فيهن الحج فلا رفث ولا فسوق ولا جدال في الحج ﴾

«Хадж совершается в известные месяцы. Кто намеревается совершить хадж в эти месяцы, тот не должен вступать в половую близость, совершать грехи и вступать в споры во время хаджа» Сура «аль-Бакара», аят 197. Известные месяцы — это Шаваль, Зуль-Къада, Зуль-Хиджа

А посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тот, кто совершит хадж (ради Аллаха), не приблизившись к своей жене и не совершив ничего греховного и недостойного, вернётся (домой таким же), каким (был он в тот день), когда родила его мать». Этот хадис привели в своих сборниках аль-Бухари и Муслим.

Под «приближением к жене» в этом хадисе подразумевается «вступление в половую близость».

Шейх аль-Ислам Ибн Таймия, да будет милостив к нему Аллах, сказал: «Среди запретных (для паломника) действий нет ничего, что делало бы хадж недействительным, кроме половой близости. Именно поэтому (в вышеприведенном аяте) Аллах провел грань между этим (деянием) и совершением греховного (аль-фусук). Что касается остальных деяний, которые запретны (для находящегося в ихраме), например, ношение обычной (скроенной) одежды и умащение себя благовониями, то они, несмотря на то, что пользоваться ими (в этот период) греховно, все же не делают хадж недействительным согласно мнению всех известных имамов».

Примечание: Шейх аль-Усаймин, да смилуется над ним Аллах, отвечая на вопрос: «Относится ли мыло к использованию благовоний или нет?» говорил: «Скорее всего нет. Так как люди не считают мыло благовонием. Ведь человек если хочет помазаться благовонием не мажет свою одежду мылом. И так как мыло чаше всего используют для того, чтобы отмыть руки от запахи пищи, в него добавили приятный запах. Поэтому мне кажется, что мыло содержащие приятный запах не относится к разделу запретного использования благовоний (в состоянии ихрама) См. Шарх Мумти’, 7/139.

В конце своих слов шейх аль-Ислам указывает на то, что также есть такие ученые, которые считают, что хадж делает недействительным любой грех, совершенный паломником. Ибн Хазм, да будет милостив к нему Аллах, относящийся к числу этих ученых, сказал: «Любой, кто замыслил совершить грех, помня при этом о хадже, и он действительно совершил его (после вхождения в ихрам) до основного обхода Каабы (тауаф аль-ифада) и бросания камешков, сделал свой хадж недействительным». Далее этот ученый привел в доказательство вышеупомянутый аят. См. «аль-Мухалла» 7/186, ибо, поистине, этот вопрос является важным.

Из вышеизложенного становится очевидным тот факт, что грех, совершенный паломником, делает его хадж либо недействительным, как о том сказал Ибн Хазм, да будет милостив к нему Аллах, либо греховным. Разумеется, этот грех несопоставим с грехом, который исходит от не совершающего хадж человека, ибо он гораздо опаснее, и паломник, совершивший его, уже не возвратится домой таким же чистым (от грехов) как в тот день, когда его родила мать, о чем говорится в вышеприведенном хадисе. Таким образом, он окажется в числе тех, кто погубил свой хадж, не получив его плоды, а они заключаются в прощении Всевышнего Аллаха. Поистине, лишь к Аллаху мы взываем о помощи!

Разъяснив это, я считаю необходимым предостеречь от некоторых грехов, которые лишь увеличивают наказание людей, облачающихся в ихрам, и при этом совершенно не осознающих, что им надо обязательно отказаться от этих грехов. А не осознают они этого по причине собственного невежества, вопиющей беспечности и слепого подражания своим предкам.

1. ПРИДАНИЕ АЛЛАХУ СОТОВАРИЩЕЙ

Из всех бед, которые постигли некоторых мусульман, самая горькая — это непонимание ими сути многобожия (ширка), являющегося наиболее тяжким грехом, который обладает свойством обращать в тщету все деяния. Всевышний Аллах сказал:

﴿ لئن أشركت ليحبطن عملك ﴾

«Если ты станешь приобщать (Аллаху) сотоварищей, то тщетными будут твои деяния» Сура «аз-Зумар», аят 65.

Мы видели многих паломников, которые совершают ширк, находясь при этом в стенах Заповедного Дома Аллаха (в Мекке) и в Мечети Пророка, да благословит его Аллах и приветствует! Вместо того, чтобы призывать Аллаха и просить лишь Его о помощи, они обращаются с мольбами к пророкам и праведникам и дают им обеты. А ведь Великий и Всемогущий Аллах сказал:

﴿ إن تدعوهم لا يسمعوا دعاءكم ولو سمعوا ما استجابوا لكم ويوم القيامة يكفرون بشرككم ولا ينبئك مثل خبي ﴾

«Когда вы взываете к ним, они не слышат вашей мольбы, а если бы даже услышали, то не ответили бы вам. В День воскресения они отвергнут ваше поклонение. Никто не поведает тебе так, как Ведающий» Cура «Фатыр», аят 14.

Аятов на эту тему очень много, но мы, учитывая цель данной книги, ограничимся вышеприведённым аятом в качестве напоминания, ведь тому, чье сердце Аллах наставил на Истинный Путь, этого уже достаточно.

Хотелось бы знать, о каком хадже к Заповедному Дому Аллаха может идти речь, когда паломник совершает подобный ширк, называя это просьбами о заступничестве, посредничестве и поиском путей приближения к Аллаху?! Не те ли это заступники и посредники, к которым обращались когда-то многобожники, оправдывая свой ширк и обряды поклонения не Всевышнему и Благословенному Аллаху?

﴿ والذين اتخذوا من دونه أولياء ما نعبدهم إلا ليقربونا إلى الله زلفى ﴾

«А те, которые взяли себе вместо Него других покровителей и помощников, говорят: «Мы поклоняемся им только для того, чтобы они приблизили нас к Аллаху как можно ближе» Сура «аз-Зумар», аят 3.

О, паломник! Прежде чем ты решишь отправиться в хадж, ты должен как можно быстрее познать истинную суть единобожия, а также узнать то, какие деяния, относящиеся к ширку, несовместимы с этим единобожием. А этого можно достичь только через изучение Книги Аллаха и Сунны Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует, ибо тот, кто следует им, преуспел, а тот, кто отклонился о них, впал в заблуждение. А Аллах — наилучший Помощник!

2. УКРАШЕНИЕ СЕБЯ ПОСРЕДСТВОМ БРИТЬЯ БОРОДЫ

Этот грех, к сожалению, получил в наше время широкое распространение среди мусульман из-за зависимости многих государств от западных держав. Это привело к тому, что мусульмане переняли этот грех от неверных, начав подражать им в этом, несмотря на ясный запрет посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который сказал: «Отличайтесь от многобожников: подстригайте усы и отпускайте бороды». Этот достоверный хадис передали аль-Бухари и Муслим. А в другом хадисе сказано: «Отличайтесь от Людей Писания (т.е. от иудеев и христиан — прим. редактора)». Исходя из этих хадисов посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, мусульманин, сбривающий свою бороду, совершает сразу несколько грехов:

  1. Первый: неповиновение ясному приказу посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, отпускать бороду.
  2. Второй: уподобление неверным.
  3. Третий: искажение творения Аллаха, что напрямую связано с повиновением сатане, о словах которого поведал Всевышний Аллах:

    ﴿ ولآمرنهم فليغيرن خلق الله ﴾

    «…и я непременно прикажу им искажать творение Аллаха» Сура «ан-Ниса, аят 119.

  4. Четвертый: уподобление женщинам. А ведь посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, проклял тех, кто совершает подобный грех.

Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, передал: «Посланник Аллах, да благословит его Аллах и приветствует, проклинал тех мужчин, что подражают женщинам, и женщин, подражающих мужчинам». В другой версии хадиса сообщается: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, проклинал тех мужчин, что уподобляются женщинам, и женщин, уподобляющихся мужчинам». Передал аль-Бухари.

Более подробное разъяснение данного вопроса см. в книге «Этикет свадебного обряда и брачной ночи в соответствии с Пречистой Сунной». Часто можно наблюдать следующую картину: многие паломники во время хаджа отращивают свои бороды по причине того, что находятся в состоянии ихрама, а когда они выходят из него, то вместо бритья головы, к чему призывал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, они сбривают бороду, закрывая глаза на веление посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, её отпускать. Воистину, все мы принадлежим Аллаху и к Нему возвратимся!

3. НОШЕНИЕ МУЖЧИНАМИ ЗОЛОТЫХ КОЛЕЦ

Мы видели многих паломников, которые украшали себя ношением золотых колец. Исследование данной проблемы позволило нам разделить совершающих подобное деяние на три группы:

К первой группе относятся те люди, которые просто не знали, что это запрещено, и достаточно привести им всего лишь несколько хадисов, к примеру, таких как: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запретил носить золотые кольца» и «Поистине, один из вас сам стремится к горящему угольку из Ада и кладет его себе на руку!», как они сразу же отказываются от этого греха. Что касается второй группы, то входящие в неё люди прекрасно осведомлены об этом вопросе, но все же следует за своими страстями. В этом случае нам ничего не остается, кроме как обратиться к Аллаху с мольбой наставить их на Истинный Путь. Наконец, люди, относящиеся к третьей группе, признаются в совершении запретного, но они оправдываются тем, что кольцо, которое они носят, свадебное. Эти бедные мусульмане и не подозревают, что тем самым они впадают в два греха: нарушение явного запрета посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, о котором говорилось выше, и уподобление неверным, так как свадебные кольца не были раньше известны мусульманам, и лишь недавно они переняли этот обычай от христиан. Более подробно я рассмотрел этот вопрос в книге «Этикет свадебного обряда и брачной ночи», где в отличие от большинства ученых я указал, что запрет на ношение свадебного кольца носит общий характер, тем самым, распространяясь и на мусульманок. См. соответствующий раздел в вышеупомянутой книге, ибо данный вопрос является очень важным».