Совершал ли ‘Иса, а также и другие посланники, мир им всем, Хадж?

Касательно Хаджа пророка ‘Исы, мир ему, то на этот счёт есть прямые достоверные хадисы. Однако было небольшое разногласие касательно того, совершал ли ‘Иса Хадж раньше или же совершит его после второго пришествия?

Со слов Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах им и его отцом, сообщается, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Находясь у Каабы ночью, я увидел во сне смуглого человека, красивейшего из смуглых людей, каких ты только видел. Его локоны ниспадали до мочек ушей, а волосы были волнистыми. С головы его капала вода, и он совершал обход Дома». Муслим 169.

Со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, сообщается, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, что (‘Иса) Сын Марьям будет произносить тальбию в ущелье Рауха, желая совершить Хадж или ‘Умру, или и Хадж и ‘Умру вместе». Муслим 1252.

А что касается вопроса совершения Хаджа всеми пророками, мир им, то и касательно этого есть небольшое разногласие среди учёных. Так, некоторые считали, что совершали Хадж все пророки и посланники, включая и ‘Ису, и в качестве аргументации они использовали некоторые асары от саляфов. Например, от Къатады передаётся, что после того, как Аллах изгнал из Рая Адама, мир ему, он пришёл к Каабе и сделал таууаф, и делали это все пророки после него. См. «Тафсир ‘Абду-р-Раззакъ» 2/34, «Тафсир ат-Табари» 3/59.

Другие же считали, что совершили Хадж все пророки, кроме Худа и Салиха, мир им. Об этом передаётся от ‘Уруи ибн аз-Зубайра, что он сказал: «Нет никого из пророков, чтобы он не совершил Хадж, кроме Худа и Салиха». аль-Байхакъи в «ас-Сунан аль-кубра» 5/288.

Но хафиз Ибн Касир упоминал, что и Худ и Салих, мир им, также совершали Хадж. См. «аль-Бидая уа-ннихая» 5/288.

В любом случае, однозначное утверждение касательно этого вопроса может быть лишь исходя прямого достоверного пророческого хадиса, как например, следующий хадис:

Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах им и его отцом, рассказывал: «Однажды мы вместе с Посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, были в пути и находились между Меккой и Мединой. И когда мы проезжали мимо одной долины, Пророк, мир ему и благословение Аллаха, спросил: «Что это за долина?» Люди сказали: «Это Уади аль-Азракъ», и тогда он сказал: «Я словно вижу пророка Мусу, который приложил пальцы к ушам и громко произносил тальбию, обращаясь к Аллаху Всевышнему, когда проезжал мимо этой долины». Потом мы поехали дальше, а когда добрались до одного горного перевала, Пророк, мир ему и благословение Аллаха, спросил: «Что это за перевал?» Люди сказали: «Харша, или Ляфт», и тогда он сказал: «Я словно вижу пророка Юнуса, одетого в шерстяную накидку, который сидел на своей рыжей верблюдице, поводья, которой из пальмовых волокон, как он произносил тальбию, проезжая мимо этой долины». Муслим 166.

Также сообщается, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Семьдесят пророков молились в мечети аль-Хайф (расположенной в Мине), среди них и Муса. Я словно вижу его, как на нём два куска одежды из хлопка, как он находится в состоянии ихрама, сидя на своём верблюде». ат-Табарани в «аль-Кабир» 3/155 и в «аль-Аусат» 1/119, ад-Дыя аль-Макъдиси в «аль-Мухтара» 2/249. Имам ад-Дыя аль-Макъдиси, хафиз аль-Мунзири и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса. См. «ат-Таргъиб» 2/116, «Тахзир ас-саджид» 73.

А Аллаху ведомо всё лучше.