Обязательность Хаджа и Умры

Обязательность Хаджа и ’Умры

Совершение хаджа и ’умры обязательно один раз в течении жизни, а кто совершит их больше одного раза, то это уже будет считаться добровольным поклонением.

Также хадж и ’умра могут стать обязательными после совершения обета /назра/. Если человек дал обет перед Аллахом совершить хадж или ’умру, то обязательно нужно выполнить свой обет.

Если человек уже начал совершать добровольный хадж или ’умру, то он обязан довести их до конца, ибо Аллах сказал:

﴿ وَأَتِمُّوا الْحَجَّ وَالْعُمْرَةَ لِلَّهِ ﴾

«Завершайте хадж и малое паломничество ради Аллаха» Сура аль-Бакара, аят 196.

Совершение хаджа обязательно из-за доводов из Корана и Сунны, а также по единогласному мнению мусульман /иджма’/.

Аллах Всевышний сказал:

﴿ وَلِلَّهِ عَلَى النَّاسِ حِجُّ الْبَيْتِ مَنِ اسْتَطَاعَ إِلَيْهِ سَبِيلًا وَمَن كَفَرَ فَإِنَّ اللَّهَ غَنِيٌّ عَنِ الْعَالَمِينَ ﴾

«Люди обязаны перед Аллахом совершить хадж к Дому [Каабе], если они способны проделать этот путь. Если же кто не уверует, то ведь Аллах не нуждается в мирах» Сура али ’Имран, аят 97.

Пророк ﷺ сказал: «Ислам основывается на пяти (столпах): свидетельстве о том, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад — посланник Аллаха, совершении намаза, выплате закята, совершении хаджа и соблюдении поста в Рамадане». аль-Бухари, 8; Муслим, 16.

А также: «[Суть] Ислама заключается в том, чтобы ты засвидетельствовал, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад — посланник Аллаха, совершал намаз, давал закят, соблюдал пост во время Рамадана и совершил хадж к Дому, если сумеешь сделать это». Муслим, 8.

Также сообщается, что Абу Хурейра, да будет доволен им Аллах, сказал: «Однажды посланник Аллаха ﷺ обратился к нам с проповедью и сказал: „О люди, хадж был вменён вам в обязанность, так совершайте же его“. Один человек спросил: „Каждый год, о посланник Аллаха?“ — однако Пророк ﷺ хранил молчание до тех пор, пока тот не задал свой вопрос трижды. Тогда посланник Аллаха ﷺ сказал: „Если я скажу: „Да“ это непременно станет вашей обязанностью, но вы ведь не сможете выполнять её“». Муслим, 1337.

И мусульмане единогласны, что хадж обязателен для того, в ком объединились все условия обязательности хаджа.

Что же касается ’умры, то на её обязательность указывают следующие хадисы:

  1. Сообщается, что ’Айша, да будет доволен ею Аллах, однажды, спросила: «О посланник Аллаха, должны ли женщины совершать джихад?» Посланник Аллаха ﷺ ответил: «Да, они обязаны совершать джихад, в котором нет сражения, а это — хадж и ’умра». Ахмад, 6/165; ибн Маджах, 2901.Приведя этот хадис, ибн Хузейма, да смилуется над ним Аллах, сказал: «В словах Пророка ﷺ: „…они обязаны совершать джихад, в котором нет сражения, а это — хадж и ’умра“, разъяснение того, что ’умра так же обязательна, как и хадж». См. «Сахих ибн Хузеймы», хадис № 3074.
  2. Сообщается со слов ’Умара, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха ﷺ сказал: «Суть Ислама заключается в том, чтобы ты засвидетельствовал, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад — посланник Аллаха, а также совершал намаз, давал закят, совершал хадж и ’умру, совершал полное омовение после полового осквернения, а также совершал малое омовение должным образом и постился в месяц Рамадан». См. «Сахих ибн Хузеймы», хадис № 3065. А также этот хадис у ад-Даракъутни, 2/282.
  3. Сообщается со слов Абу Разина аль-’Укъайли, что, однажды, он пришел к Пророку ﷺ и сказал: «О посланник Аллаха, поистине, мой отец очень стар и не может совершить ни хадж, ни ’умру, и даже не может сидеть в седле». Пророк ﷺ ответил: «Соверши хадж и ’умру за своего отца». ат-Тирмизи, 930.
  4. Сообщается со слов ас-Субейи ибн Ма’бада, что, однажды, он сказал ’Умару ибн аль-Хаттабу, да будет доволен им Аллах: «О повелитель правоверных, поистине, я был бедуином и исповедовал христианство, а затем принял Ислам. Я стремлюсь попасть на джихад, но нашел то, что хадж и ’умра являются предписанными мне. Я спросил об этом у одного человека из моего народа, и он сказал мне: „Соверши хадж и ’умру вместе и принеси в жертву животное из того, что тебе будет облегчено“, и я совершил их вместе». Тогда ’Умар сказал: «Ты был наставлен на сунну твоего Пророка ﷺ». Абу Дауд, 1799.