Въезд в Мекку и совершение обхода Каабы (тауаф)

Тому, у кого есть возможность, следует совершить полное омовение перед вступлением в Мекку, а также вступить в нее днем, следуя примеру посланника Аллаха, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха

Следует вступать в Мекку с верхней стороны. Паломник также может вступить в Мекку через любой путь, который он пожелает, поскольку пророк, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха, сказал: «Каждое ущелье Мекки является путем и местом для жертвоприношений».

Не обязательно совершать умру сразу же по приезду в Мекку. Можно отдохнуть и затем отправляться в мечеть.

19 — Когда мы вместе с Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, подошли к Дому (Аллаха) [рано утром четвертого числа месяца Зу-ль-Хиджа]. (В другой версии хадиса сообщается: «Мы вошли в Мекку, когда солнце уже поднялось достаточно высоко.

20 — Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, подъехал к воротам (Заповедной) Мечети, поставил на колени верблюдицу, а затем вошел в Мечеть).

Вступить в мечеть следует с правой ноги и сказать:

اللهم صلّ على محمد وسلم ، اللهم افتح لي أبواب رحمتك

„О Аллах, благослови Мухаммада и ниспошли ему мир! О Аллах, открой для меня врата Своего милосердия!“

Когда паломник увидит Каабу, он может воздеть вверх руки, если пожелает, поскольку это установлено от Ибн ‘Аббаса. От Пророка, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха, не установлено произнесение здесь какой-то особой мольбы, поэтому паломник может обратиться к Аллаху с любой мольбой, которую пожелает. Если же он захочет воззвать с той мольбой, которую произнес ‘Умар: „Аллахумма анта-с-Салям ва минка-с-салям, фа-хаййина раббана би-с-салям!“ (О Аллах, Ты — Мир (ас-Салям — одно из Прекрасных Имен Аллаха, указывающее на свободу Аллаха от каких бы то ни было недостатков и изъянов) и от Тебя — мир (т.е. Ты избавляешь от любых бед, невзгод и несчастий), так оживи же нас, Господь наш, миром (здесь: благополучие, которое взывающий с мольбой просит от Аллаха), то это будет хорошо»

21 — Он прикоснулся к углу (Каабы).

То есть притронулся к нему своей рукой. Это действие относится к Сунне во время совершения каждого обхода Каабы, о чем сказал ан-Навави. Также паломник совершает на него земной поклон (саджда), ибо так поступали посланник Аллаха, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха, ‘Умар и Ибн ‘Аббас.

В прикосновении к Черному камню содержится огромное благо, поскольку Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Клянусь Аллахом, поистине, Аллах оживит Черный камень в День Воскресения, и у него будут два глаза, которыми он станет взирать, и язык, которым он станет говорить. И он будет свидетельствовать в пользу каждого, кто прикоснулся к нему с истиной». Также Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Прикосновение к Черному камню и к йеменскому углу удаляет грехи». Кроме того, он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Черный камень — из Рая. Он был белее снега, пока грехи многобожников не сделали его черным».

Однако при обходе вокруг Кабы и прикосновении к камню не следует вытеснять людей, поскольку пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «О, Умар! Ты сильный мужчина, так не причиняй же вреда слабым! Если ты захочешь прикоснуться к (Черному) камню, то прикоснись к нему, если будет свободно! Если же не будет (свободно), то обратись к нему лицом и произнеси такбир!

(В другой версии хадиса сообщается: «к Черному камню»).

Во время этого обхода Каабы Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, также дотронулся до Йеменского угла, как об этом передается в хадисе Ибн Умара. Следует отметить, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не целовал этот угол (и не указывал на него). При каждом обходе Каабы он, да благословит его Аллах и приветствует, целовал только Черный камень. Целование Черного камня относится к сунне. Если нет возможности это сделать, то достаточно прикоснуться к нему рукой, а затем поцеловать ее. Если же и это затруднительно, то можно прикоснуться к нему, к примеру, палочкой, которую затем следует поцеловать. В противном же случае, следует просто указать рукой в его сторону. Однако ничего из этого нельзя делать с другими углами Каабы. Что касается Йеменского угла, то желательно всего лишь прикоснуться к нему рукой. Не следует прикасаться к двум Сирийским углам Каабы, следуя примеру пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

Примечание: При указании рукой на черный камень, руку целовать не надо, также после прикосновения к Йеменскому углу руку целовать не следует. Тажке если нет возможности прикоснуться к Йеменскому углу, то не следует на него указывать. Также при прикосновении к Йемнскому углу ничего говорить не надо.

Проходя между йеменским углом и Черным камнем, следует сказать

﴿ ربنا آتنا في الدنيا حسنة، و في الآخرة حسنة، و قنا عذاب النار ﴾

«Господь наш! Одари нас добром в этом мире и добром в Последней жизни и защити нас от мучений в Огне!»,

В соответствии с Сунной при прохождении каждого круга во время обхода Каабы следует возвеличивать Аллаха, говоря: «Аллаху Акбар!», находясь напротив Черного камня. Так, Ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, передал: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершил обход Дома (Аллаха), сидя верхом на верблюде. Каждый раз, подходя к углу Каабы (т.е. к тому углу, где находится Черный камень), он указывал на него тем, что было в руках, и возвеличивал Аллаха». Этот хадис привел аль-Бухари.

Слова «Аллаху акбар» произносятся в начале каждого круга. Следоватьельно по окончанию тавафа не надо указывать рукой на черный камень и говорить слова «Аллаху акбар».

Что касается произнесения при этом слов «Бисми-Ллях» («Во Имя Аллаха!»), то я (шейх Альбани) не встретил ни одного хадиса, который мог бы быть непосредственно возведен к пророку, да благословит его Аллах и приветствует. Существует всего лишь достоверное предание о том, что Ибн Умар, каждый раз прикасаясь к Черному камню, говорил: «Бисми-Ллях, ва Аллаху Акбар!».

22 — [, а затем пошел от него (т.е. от Черного камня) вправо]

Во время семикратного обхода Каабы следует проходить за стеной (аль-хиджр).

23 — и обошел (Каабу) [, возвращаясь к нему,] три круга быстрым шагом (ар-рамль)

Ан-Навави указал, что ученые дали следующее определение слову ар-рамль: «Это ускоренное передвижение быстрыми маленькими шажками, словно рысью».

а (остальные) четыре — обычным шагом [, спокойно]

В других хадисах сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершал этот первоначальный обход Каабы (т.е. таваф аль-кудум), обнажив правое плечо (мудтабиан). Аль-идтиба’ (т.е. обнажение правого плеча при обходе Каабы паломником-мужчиной) означает следующее: просунуть один конец риды (верхней накидки паломника) под подмышкой правой руки и забросить его на левое плечо, тем самым, обнажив правое плечо и покрыв левое». Правое плечо следует держать обнаженным вплоть до завершения обхода Каабы.

Примечания связанные с тавафом:

  • Правое плечо паломник открывает только в «тавафе-кудум». Больше нигде в хадже или умре с открытым плечом паломник не ходит.
  • Паломник может прижаться к месту (мультазам), находящемуся между Углом (куда вделан Черный камень,) и Дверью (Каабы): возложить на него свою грудь, лицо и предплечья.
  • Нет каких-либо определенных слов поминания Аллаха при совершении обхода Каабы. Паломник может читать из Корана и из слов поминания Аллаха то, что пожелает, поскольку Пророк, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха, сказал: «Обход Дома (Аллаха) является молитвой (салят), за исключением того, что Аллах разрешил во время него разговаривать. Тот же, кто (во время обхода Каабы) будет разговаривать, пусть говорит только благое», а в другой версии хадиса передается: «…пусть во время него поменьше говорит».
  • Недозволенно совершать обход Каабы обнаженному человеку либо женщине во время месячных, поскольку Пророк, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха, сказал: «(Начиная со следующего года) ни один обнаженный не совершит обход Дома (Аллаха)», а во время прощального паломничества он сказал Айше, когда она прибыла для совершения ‘умры: «Выполняй все, что делает паломник, но только не обходи Дом (Аллаха) [и не молись,] пока не очистишься!»
  • Если человек сомневается в количестве пройденных кругов, он должен вернутся к тому, в чем уверен, т.е. к меньшему.
  • Если же он сомневается после окончания тавафа, то не должен обращать внимания на сомнения.
  • Если дали икама, то следует остановиться и совершить намаз, а затем продолжить с того места, где остановился.
  • Если у человека испортилось омовение, он берет омовение и продолжает с того места, где остановился. Также в этом вопросе существует и другое мнение. Т.е. что испорченное омовение не портит таваф, и человек может закончить его. Это мнение является выбором Ибн Таймии, да смилуется над ним Аллах.
  • Групповое дуа во время тавафа является новшеством, т.е. ничего подобного не делали праведные предшественники.

24 — Затем (прикрыв плечо) он подошел к месту (стояния) Ибрахима, мир ему, (макам Ибрахим) и прочитал [,возвысив свой голос настолько, что его слышали люди]:

﴿ واتخذوا من مقام إبراهيم مصلى ﴾

«Ва-ттахизу ми-м-маками Ибрахима мусалла»

«Сделайте же место (стояния) Ибрахима местом моления» Сура «аль-Бакара», аят 125.

25 — Он встал так, что место (стояния) Ибрахима оказалось между ним и Каабой.

Но если не найдет там места, то проблем нет в том, чтоб совершить эти два ракаата в другом месте.

[и совершил намаз в два рак’ата]

Ни в коем случае нельзя здесь проходить перед молящимся, а также нельзя никому позволять проходить перед собой, если молишься сам, из-за соответствующего запрета, содержащегося в хадисах, которые носят общий характер, а также из-за отсутствия установленного исключения, которое действовало бы в отношении Заповедной Мечети, а тем более всей Мекки!.

26 — [Джабир сказал]: «Он прочитал в двух рак’атах (суру, начинающуюся со слов):

«قل هو الله أحد» и (суру, начинающуюся со слов): «قل يا أيها الكافرون». (В другой версии хадиса сообщается: (суру, начинающуюся со слов): «قل يا أيها الكافرون» «Скажи: «О вы, неверные!…») и (суру, начинающуюся со слов): «قل هو الله أحد» «Скажи : Он, Аллах, Один ).

Примечание: В достоверном хадисе в мусаннафе ибн Аби Шейбы пришел хадис: «Для каждых семи (кругов) два ракаата». То есть после каждого тавафа следует совершить два ракаата.

Примечание: Не существует нежелательного времени для тавафа и нафиль намаза в Мекке, так как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «О сыны Абду Манафа, не запрещайте людям совершать молитву и таваф, в какое бы время он ни намеревались сделать это» Тирмизи, Насаи, Аби Дауд.

27 — [Затем он пошел к источнику Зам-Зам, попил из него воды и полил ее себе на голову].

Посланник Аллаха, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха, сказал: «Вода Зам-Зам для того, для чего ее пьют». Также он сказал: «Поистине, она благодатна, являясь пищей, которая питает [, и исцелением от болезней]». Кроме того, он, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха: «Лучшей водой на земле является вода Зам-Зам. В ней один из видов пищи и исцеление от болезней». Сунной является напиться зам-замом до предела (тадаллюъ). Зам-зам можно увозить с собой, как это делал пророк, да благословит его Аллах и приветствует.

Примечание: Не является Сунной во время питья Зам-зама поворачиваться в сторону киблы или пить его стоя.

28 — Затем он вернулся к углу (Каабы) и прикоснулся к нему (т.е. к Черному камню).

Некоторые ученые приводят этот хадис в довод на то, что человеку дозволено целовать или прикасаться к черному камню вне тавафа.