Вхождение в состояние ихрама

До того, как Пророк вступил в состояние ихрама, Айша умастила его наилучшими благовониями. Она, да будет доволен ею Аллах, сказала: «У меня до сих пор стоит перед глазами блеск благовоний на проборе Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, надевшего ихрам». Этот хадис приведен в «Сахихе» аль-Бухари.

Что касается одежды ихрама, то Шейх аль-Ислам в «Манасик аль-Хадж» сказал: «В соответствии с Сунной в ихрам входят в одеянии, именуемом изар (кусок материи, которую паломник оборачивает вокруг пояса) и рида (кусок материи, которую паломник набрасывает на плечи). Они могут быть как сшитыми, так и несшитыми согласно единодушному мнению имамов».

Многие люди ошибаются в данном вопросе, считая, что (находящемуся в ихраме) запрещено все сшитое (махъит), т.е. любое одеяние, прошитое ниткой, все равно, покрывает оно какой-либо орган человеческого тела или нет. Тем самым, мнение о том, что абсолютно все сшитое запрещено, является неверным. В Сунне нет указания на слово сшитое «махъит» и говорят, что первый кто использовал этот термин Ибрхим Ан-Нахаи, один из факихов из числа таббинов.

На самом деле для находящегося в ихраме запрещено то, что скроено по форме человеческого тела, например, рубашка, футболка, плащ, жилетка, брюки и все иное, что сшито по форме какого-либо органа человека. Именно такого типа одежду нельзя носить находящемуся в ихраме, даже если она выткана. А что касается того, чтобы пришить что-либо к риде, если она коротка или узка, либо зашить ее, если она порвалась, то это разрешено. Пророк, да благословит его Аллах, сказал: «Находящемуся в состоянии ихрама не следует носить рубашку, чалму, плащ, шаровары, любую одежду, которая окрашена желтым деревом (варс) либо шафраном, и кожаные носки, если только он не сможет найти сандалии, (ибо тогда кожаные носки носить можно). Ибн Таймиййа в «Манасик аль-хадж» пишет: «Паломнику нет необходимости обрезать кожаные носки, чтобы они были ниже лодыжек, поскольку пророк, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха, сначала приказал обрезать их, а уже после этого, находясь на Арафате, он разрешил носить шаровары тем, кто не нашел изар, и кожаные носки тем, кто не нашел сандалии. Таково наиболее правильное из двух мнений ученых». Это что касается мужчин.

Примечание: В словах «он разрешил носить шаровары тем, кто не нашел изар, и кожаные носки тем, кто не нашел сандалии» указание на то, что тот, кто по забывчивости сдал свой ихрам в багаж ни в коем случае не должен пролетать над микатом не войдя в состояние ихрама. Он превращает свою рубаху в рида, а штаны заменят ему изар. Потому-что он попадает в число тех, «кто не нашел изара».

Что касается женщины, то ее ихрам заключается в 2 вещах: не одевать никаб и перчатки, как на это указывает сунна. «Женщине, находящейся в состоянии ихрама, не следует надевать никаб и носить перчатки». При этом, женщине, находящейся в состоянии ихрама, разрешено прикрывать свое лицо чем-либо наподобие покрывала (хымар) или женского одеяния в виде покрывала (джильбаб), которое с головы опускается на лицо, даже, согласно наиболее правильному мнению ученых, если оно касается лица, однако при условии, что она не завязывает его на себе.

Как только человек заходит в состояние ихрама, для него становится запретным брить голову. Но если человеку придется по какой-то причине побрить голову, то он обязан принести жертвоприношение или накормить шесть бедняков, каждому по половине саъа продуктов или продержать уразу в течении трех дней, так как на это указывают контексты Корана и Сунны.

﴿ فمَن كَانَ مِنكُم مَّرِيضاً أَوْ بِهِ أَذًى مِّن رَّأْسِهِ فَفِدْيَةٌ مِّن صِيَامٍ أَوْ صَدَقَةٍ أَوْ نُسُكٍ ﴾

«А если кто из вас болен или из-за головы своей испытывает страдания, то он должен в качестве искупления поститься, или раздать милостыню, или принести жертву» и хадис Каъб ибн Уджры.

Многие ученые, делая сравнение по аналогии с бритьём волос, говорят что каждый, кто оставил что-то из обрядов хаджа, обязан жертвоприношением.

Или же говорят так: То что запрещено в ихраме и связано с искуплением бывает четырех видов:

  1. То в чем нет искупления, как никах.
  2. То в чем жесткое искупление (в виде верблюда), это совокупление с супругой до первого выхода из ихрама.
  3. То в чем искупление в виде воздаяния (за охоту в состоянии ихрама)
  4. То в чем искупление за бритье волос. Они относят к этому, если человек совершит что-то из того, что запрещено в состоянии ихрама, (т.е. стричь ногти, покрывать голову, пользоваться благовониями и одевать раскроенную одежду).

Также многие ученые говорят, что если человек оставит или забудет выполнить какой-то обязательный обряд обязан принести жертву. В довод они приводят слова Абдуллах ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах: «Тот, кто забудет что-то из обрядов или оставит пусть прольет кровь».

Однако как говорят другие ученые, это не совсем правильное мнение, так как на это нет довода в Коране и Сунне. И мало этого, доводы из Сунны указывают на обратное. Как допустим история с Аббасом, который оставил ночевку в Муздалифе, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не обязал его жертвоприношением. Или история, упомянутая в Сахих аль-Бухари, о том арабе, который одел одежду обмазанную благовониями. В ней Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ему чтобы он снял эту одежду и делал в своей умре то, что он делает в хадже, и не обязал его принести жертвоприношение за совершенное упущение.

Поэтому придание Ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах, не имеет положения хадиса Пророка (марфуъ), да благословит его Аллах и приветствует, как об этом заявили некоторые ученые и считается его иджтихадом. И если бы не существовало доводов противоречащих иджтихаду Ибн Аббаса, то может быть его слова имели бы силу слов пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Так как мнение сподвижника является доводом при условии что оно не противоречит шариатскому тексту или словам другого сподвижника.

И поэтому пока эти ученые говорят: «Пока не будет довода, нельзя обязывать человека кровью или другим искуплением, потому что шариатское правило гласит: «Обязывать кого-то чем-то без доводов, подобно запрету чего-то без довода»

Доводы пришли только на следующие положения:

  1. Жертвоприношение тому, кто совершает хадж къиран или таматтуъ, как мы это увидим из истории Джабира. И это называется «дам шукран» и из этого мяса можно есть.
  2. Жертвоприноешение в том случае, если человека что-то задержало, и он не смог закончить свои обряды хаджа (ихсар) и не обуславливал этого заранее, то не может выйти из ихрама, пока не принесет жертву. Этот и следующие два вида жертвоприношения называются «дам джубран» и мясо этих жертвенных животных раздается беднякам и тот, кто режет не ест из этого мяса.

    ﴿ فَإِنْ أُحْصِرْتُمْ فَمَا اسْتَيْسَرَ مِنَ الْهَدْيِ ﴾

    «Если вы будете задержаны, то принесите в жертву то, что сможете».

  3. Жертвоприношение в случае, если по нужде пришлось остричь волосы, находясь в состоянии ихрама.

    ﴿ فمَن كَانَ مِنكُم مَّرِيضاً أَوْ بِهِ أَذًى مِّن رَّأْسِهِ فَفِدْيَةٌ مِّن صِيَامٍ أَوْ صَدَقَةٍ أَوْ نُسُكٍ ﴾

    «А если кто из вас болен или из-за головы своей испытывает страдания, то он должен в качестве искупления поститься, или раздать милостыню, или принести жертву» и хадис Каъб ибн Уджры. И в аяте видно что искупление не ограничивается жертвоприношением.

  4. Жертвоприношение как воздаяние за охоту. Т.е. животным из числа жертвенных животных (верблюд, корова или баран) похожим на то, что подстрелил человек в ихраме. (за страуса верблюд, за кулана корова, за газель козла и т.п.)

    ﴿ يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُواْ لاَ تَقْتُلُواْ الصَّيْدَ وَأَنتُمْ حُرُمٌ وَمَن قَتَلَهُ مِنكُم مُّتَعَمِّداً فَجَزَاء مِّثْلُ مَا قَتَلَ مِنَ النَّعَمِ يَحْكُمُ بِهِ ذَوَا عَدْلٍ مِّنكُمْ هَدْياً بَالِغَ الْكَعْبَةِ أَوْ كَفَّارَةٌ طَعَامُ مَسَاكِينَ أَو عَدْلُ ذَلِكَ صِيَاماً لِّيَذُوقَ وَبَالَ أَمْرِهِ عَفَا اللّهُ عَمَّا سَلَف وَمَنْ عَادَ فَيَنتَقِمُ اللّهُ مِنْهُ وَاللّهُ عَزِيزٌ ذُو انْتِقَامٍ ﴾

    «О те, которые уверовали! Не убивайте охотничью добычу, находясь в ихраме. Если кто-нибудь из вас убьет ее преднамеренно, то воздаянием за это будет скотина, подобная той, что он убил. Выносят решение о ней (о жертвенной скотине) двое справедливых мужей из вас, и эта жертва должна достичь Каабы. Или же для искупления этого следует накормить бедняков или соблюсти равноценный пост, дабы он вкусил пагубность своего поступка. Аллах простил то, что было прежде, но если кто-нибудь вернется к этому, то Аллах отомстит ему. Аллах — Могущественный, Способный на возмездие». Сура «аль-Маида».

  5. Жертвоприношение в виде верблюда тому, кто совокупился с супругой в состоянии ихрама. Доводом тому являются фатвы сподвижников.

Примечание: Условия действительности жертвоприношения следующие:

  • За одного человека один баран или козел, или 1/7 часть верблюда или коровы.
  • Чтобы эта скотина была жертвенной (бахимат аль-анам), т.е. верблюд, корова, баран или козел.
  • Чтобы скотина была соответствующего возраста. Верблюд пять лет и старше. Корова два года и старше. Козел год и старше. Баран полгода и старше, однако, опять же необходимо отметить, что это является исключением и только при необходимости, на что указывает предыдущий хадис: «Если же это станет для вас затруднительным, то можете принести в жертву овец в возрасте от шести месяцев». Муслим 1963.
  • Чтобы скотина не была с недостатками. Как на это указывает хадис: «Не дозволено приносить в качестве Жертвоприношения четыре типа животных:
    • одноглазое животное, изъян которого очевиден; (слепое тем более)
    • больное животное, болезнь которого очевидна;
    • хромое животное, хромота которого очевидна (без одной из конечностей тем более);
    • истощенное животное, слабость которого очевидна.

    А что касается кастрированного животного, то нет проблем приносить его в жертву, поскольку передается множество хадисов, указывающих на то, что два барана, которых принес в жертву посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, были кастрированными. Абу Рафи’ рассказывал: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, принес в качестве Жертвоприношения двух черно-белых кастрированных баранов». Ахмад 6/8. Хадис достоверный. См. «Ируауль-гъалиль» 1147.

  • Чтобы жертва была принесена в узаконенное для этого время. Т.е. в дни жертвоприношения.
  • Чтобы жертва была принесена в соответствующем месте. Т.е. только на территории харама.

Также паломнику запрошено: трогать волосы на теле, и ногти, одевать головной убор (нет проблем в зонте), одежду раскроенную по частям тела, благовония (т.е. душиться ими, что касается нюхания, т.е. при выборе во время покупки и т.п. то никаких проблем в этом нет. Что касается того, кто их нюхает для наслаждения, то лучше этого избегать), охота (кроме мышки, скорпиона, вороны, сороки, бешеной собаки), сватовство, никах, половой акт и то, что этому предшествует, закрывать лицо (разногласие).

12 — Затем он сел на аль-Касву.

Аль-Касва — так звали верблюдицу посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.

Когда его верблюдица достигла местечка аль-Байда он, да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижники вошли в состояние ихрама и произнесли тальбию (с намерением совершить только) хадж.

В другой версии хадиса сообщается:

«он, да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижники вошли в состояние ихрама и произнесли тальбию (с намерением совершить только) хадж».

Этот хадис свидетельствует о том, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вошел в состояние ихрама с намерением совершить только хадж. Однако в достоверном хадисе, который передал Анас и другие (сподвижники), приведенный в обоих «Сахихах» и в остальных сборниках, сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, вошел в состояние ихрама с намерением совершить как хадж, так и умру (т.е. хадж къиран). Это достоверно установленный факт, как указал Ибн аль-Каййим в «Заад аль-Ма’ад», исследовав около двадцати хадисов, переданных стольким же числом сподвижников. Он справедливо утверждал, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совместил хадж и умру. Желающие ознакомиться с этим более подробно могут обратиться к данному труду. Тем не менее, Ибн аль-Каййим упустил из виду слова Айши: «О, посланник Аллаха! Вы уезжаете, совершив и хадж, и умру, а я — совершив один только хадж?». Этот хадис, который является свидетельством по данному вопросу, привели аль-Бухари и Ахмад от самого Джабира. Следовательно Джабир, да будет доволен им Аллах, был хорошо осведомлен о совмещении посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, хаджа и умры. Исходя из этого возникает следующий вопрос: почему от этого же сподвижника передается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, вошел в состояние ихрама только для совершения хаджа?

Ответить на этот вопрос можно с двух сторон:

Первое: возможно, что первоначально, при вхождении в состояние ихрама пророк, да благословит его Аллах и приветствует, намеревался совершить только хадж. Это продолжалось до тех пор, пока он не остановился в вади аль-Акик, где ему было велено совместить хадж и умру (т.е. совершить хадж аль-кыран — прим. редактора), о чем передал Умар, да будет доволен им Аллах: «Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в вади аль-Акик сказал: «Этой ночью ко мне явился посланец от Господа моего и сказал: «Соверши молитву в этом благословенном вади и скажи: «Умратан фи хаджатан»» / Совершаю умру в хадже (в другой версии этого хадиса передается: «Умратан ва хаджатан» / Совершаю умру и хадж). Этот хадис привели аль-Бухари и другие мухаддисы.

Второе: Джабир, да будет доволен им Аллах, мог не слышать слов Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, о совмещении хаджа и умры, поэтому он сообщил только то, что услышал сам.

Последний вариант, на мой взгляд, далек от истины, потому что Джабир, да будет доволен им Аллах, не является единственным человеком, который передал о совершении пророком, да благословит его Аллах и приветствует, только хаджа (хадж аль-ифрад). То же самое, помимо Джабира, передала целая группа сподвижников, к примеру, Айша, да будет доволен ею Аллах. Сообщения об этом приводятся в обоих «Сахихах» и в других сборниках хадисов. Так, в хадисе от Айши, да будет доволен ею Аллах, который передали Муслим, Малик и Ибн Са’д, приводятся такие же слова, которые произнес Джабир: «Он, да благословит его Аллах и приветствует вошел в состояние ихрама и произнес тальбию (с намерением совершить) хадж аль-ифрад».

Тогда, исходя из всего вышеизложенного, сложно говорить о том, что сподвижники не знали об этом факте. Поэтому часть ученых, таких как Ибн аль-Мунзир, Ибн Хазм и кадий Ияд сделали выбор в пользу первого варианта, считая его наиболее убедительным. К этому мнению также склонялся Ибн Хаджар в «Фатх аль-Бари». Желающие узнать об этом подробнее могут обратиться к этому труду.

Что же касается нарекания Ибн аль-Каййима относительно вышеупомянутой версии хадиса Джабира, заключающегося в том, что ад-Даурди оказался единственным передатчиком от него в своем звене иснада, то его опровергает наличие в иснаде другого, параллельного передатчика, которого звали Абдул-Азиз бин Абу Хазим. См. «Ат-Табакат» (2/1/170) Ибн Са’да.

Примечание: Частью вхождения в состояние ихрама (аль-ихляль) является произнесение тальбии громким голосом. В «Ан-Нихаййа» сказано: «Паломник, облаченный в ихрам, входит в состояние ихрама, когда он произносит тальбию громким голосом». Также паломник, обращаясь лицом к кибле, и произнося тальбию для совершения умры либо хаджа и умры, говорит:

اللهم هذه حجة لا رياء ولا سمعة

«Аллахумма хазихи хиджжа, ля рийа ва ля сум’а».
«О Аллах, этот хадж, нет (в нем) показухи и стремления к славе!».

Следует различать между 3 вещами: намерение (оно присутствует со времени выхода из дома), одежда ихрама (ее можно одеть до миката), состояние ихрам.

Примечание: здесь я обращаю внимание уважаемого читателя на очень важный момент. Как следует из смысла вышеприведенного и других хадисов, необходимо различать два вида тальбии:

  1. при вхождении в состояние ихрама (аль-ихляль), которая произносится паломником в микате либо, если он боится пропустить микат, незадолго до него. Так, совершающим хадж ат-таматту’ следует сказать: «Аллахумма, ляббайка умратан!» / «О Аллах, вот я перед тобой, совершая умру!», а потом, когда 8 числа месяца Зу-ль-Хиджа он снова будет входить в ихрам, ему следует сказать: «Аллахумма, ляббайка хаджжан!» / «О Аллах, вот я перед тобой, совершая хадж!»
  2. собственно тальбия, которую произносит уже вошедший в состояние ихрама паломник: «Ляббейк Аллаахумма ляббейка! Ляббейка ляя шариика ляка ляббейка! Инналь хамда ван ниъмата ляка валь мульк, ляя шариика ляка» / «Вот я перед Тобой, о Аллах! Вот я перед Тобой! Вот я перед Тобой, и нет у Тебя сотоварища! Вот я перед Тобой! Поистине, Тебе надлежит хвала, и Тебе принадлежат милости и владычество! Нет у Тебя сотоварища».

Если паломник опасается, что какая-либо причина может помешать ему совершить хадж до конца, будь то болезнь или страх, то при произнесении тальбии он может обусловить свой хадж перед Всевышним Господом, сказав то, чему научил посланник, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха: اللهم مِحِلّي حيث حبستني «Аллахумма михилли хайсу хабастани» / «О Аллах, мое место вхождения в ихрам там, где Ты меня задержал». Поэтому, если паломник поступит так, и его что-то задержит, либо он заболеет, то ему разрешено выйти из состояния ихрама при совершении хаджа или умры. И ему не надо будет приносить в жертву животное в качестве искупления и снова повторять хадж, если только это не был его первый хадж, являющийся обязательным, который в таком случае следует совершить заново.

Также в хадисе содержится указание на то, что начинать произносить тальбию следует, как только человек сядет на транспорт. А заканчивать он должен, если он муфрид или къорин, после того, как кинет камни, а тот, кто делает хадж таматтуъ, то останавливается, как только увидит дома Мекки, как на это указывают достоверные хадисы.

13 — [Джабир сказал:] «Я увидел, что [повсюду] — спереди и сзади, справа и слева — его окружали пешие и всадники.

Относительно данного вопроса существует высказывание ан-Навави, текст которого мы приводим с сокращением: «Здесь указывается на допустимость совершения хаджа как на верховом животном, так и пешком, по поводу чего ученые единодушны. Разногласия возникли относительно того, какой из этих двух способов лучше. Большинство ученых посчитало, что совершать хадж лучше всего на верховом животном, следуя примеру пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Кроме того, так легче совершать обряды хаджа и тратится больше средств. Дауд сказал, что утверждения будто „пешие больше заслуживают вознаграждения из-за трудностей, которые они преодолевают, неверно, потому что (в этом) нет трудностей“».

Исходя из этого, следует знать, что паломнику не только допустимо, но и желательно пользоваться воздушным транспортом, в отличие от тех, кто говорит обратное. Что же касается хадиса: «Поистине, паломник передвигающийся на верховом животном, за каждый шаг своего животного получит семьдесят наград, а пеший за каждый свой шаг получит семьсот наград», — то он является слабым и не может служить доводом. Этот хадис также передается в следующей формулировке: «Пешему (полагается) награда, равная семидесяти паломничествам, а всаднику — награда, равная тридцати». Данная версия является еще более слабой, чем первый хадис. См. «Сильсилят аль-Ахадис ад-Даи’фа» (№ 496-497). Шейх аль-Ислам Ибн Таймиййа, да будет милостив к нему Аллах, в «Манасик аль-Хадж» ясно сказал о том, что мудрость, заключенная в данном вопросе, зависит от (потребностей) самих людей: «для одних лучше совершать хадж на верховом животном, а для других — пешком». Я (т.е. шейх аль-Альбани — прим. переводчика) говорю: возможно, это мнение является наиболее близким к истине.

которых было невозможно объять взором. Среди них находился Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, которому ниспосылался Коран и который знал о его смысле (та’виль), и поэтому мы повторяли все, что он совершал.

В этих словах содержится тонкое указание на то, что именно пророк, да благословит его Аллах и приветствует, является тем, кто разъяснял сподвижникам суть ниспосылаемых ему аятов Священного Корана. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует — единственный человек, который может правильно толковать и комментировать аяты на основе истинного знания, в отличие от остальных людей. Даже сподвижники, да будет доволен ими Аллах, не могли обойтись без знаний, которые им передавал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. По этой причине во время прощального паломничества, равно как и при совершении других видов поклонения, сподвижники, да будет доволен ими Аллах, очень внимательно наблюдали за своим пророком, да благословит его Аллах и приветствует, и точь-в-точь повторяли каждое его действие. В этом содержится прямой довод против двух групп людей:

    • суфиев, среди которых находятся те, кто осмеливаются отказаться от Сунны посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, его руководства и разъяснения в пользу так называемого «внушаемого знания», которое они истолковывают следующими словами: «Сердце мое сообщило от Господа моего»! Дело дошло до того, что аш-Шаарани в «Ат-Табакат аль-Кубра» утверждал, что некоторые из (впавших в экстаз — прим. автора) шейхов читают другой Коран, который отличается от нашего, и перечисляют награду за его чтение на «счет» умерших мусульман.
    • так называемых «коранитов», в то время как Коран не имеет к ним никого отношения. Они утверждают, что нет никакой необходимости в Сунне посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, чтобы понять смысл Корана, а достаточно всего лишь знать арабский язык и его правила. Однако, как видно из хадиса Джабира и других сподвижников, этого знания было недостаточно, несмотря на то, что они были чистокровными арабами, а Коран был ниспослан на их языке. Что же касается приверженцев «коранитов», то все они, либо бóльшая их часть, вообще неарабы. В конечном итоге, их вышеупомянутое представление привело к тому, что они вышли из Ислама и образовали новую религию. Их «намаз» отличается от нашего намаза, их «хадж» отличается от нашего хаджа, их «пост» отличается от нашего поста. Я не знаю, но возможно, что это коснулось и их акыды (вероубеждения). Впервые они появились в Индии, а затем их смута распространилась в Египте и Сирии. В свое время я прочитал их книгу «Ад-Дин» («Религия»), автор которой неизвестен. Любой, кто прочтет эту книгу, убедится в их заблуждении и выходе из Исламской религии. Достаточно мусульманам Аллаха, чтобы избежать зла этих двух группировок!

14 — Он громко провозгласил слова единобожия.

Причина названия тальбии словами единобожия в том, что многобожники добавляли в своей тальбии слова многобожия. Таухид это то, к чему призывали все посланники:

﴿ وَمَا أَرْسَلْنَا مِن قَبْلِكَ مِن رَّسُولٍ إِلَّا نُوحِي إِلَيْهِ أَنَّهُ لَا إِلَهَ إِلَّا أَنَا فَاعْبُدُونِ ﴾

«Мы не посылали до тебя ни одного посланника, которому не было внушено: «Нет божества достойного поклонения, кроме Меня. Поклоняйтесь же Мне!» Слова «Лаббайка» указывают на смысл ответа после призыва, то есть «Вот я перед Тобой». То есть «Я перед тобой, готов подчиниться тебе». Однако если кто-то задаст вопрос, а где призыв от Аллаха, чтобы тот, кто заходит в ихрам, ответил Ему? Мы ответим: В словах Всевышнего Аллаха:

﴿ وَأَذِّن فِي النَّاسِ بِالْحَجِّ يَأْتُوكَ رِجَالاً وَعَلَى كُلِّ ضَامِرٍ يَأْتِينَ مِن كُلِّ فَجٍّ عَمِيقٍ ﴾

«Возвести людям о хадже, и они будут прибывать к тебе пешком и на всех поджарых верблюдах с самых отдаленных дорог». То есть призови людей, и пусть они прибывают к тебе пешком и верхом.

«Аллахума», то есть зов к Всевышнему Аллаху — «О Аллах». «Ляббайк», повторение для подтверждения. То есть «Вот я перед Тобой, о Аллах! Вот я перед Тобой!» «Вот я перед Тобой, и нет у Тебя сотоварища» То есть, нет тебе сотоварища ни в чем. Не только в тальбии, но и во всем. Нет тебе сотоварища во власти, нет тебе сотоварища в поклонении, нет тебе сотоварища в твоих именах и атрибутах. Я искренен перед Тобой, я не делаю хадж ради показухи или славы. Я не делаю его ради денег или для чего-то еще. Поистине ,мой хадж только ради Тебя, и я отвечаю только Тебе. «Поистине, Тебе надлежит хвала, и Тебе принадлежат милости и владычество! Нет у Тебя сотоварища». Если человек задумается над этой тальбией, то поймет, что она действительно является словами единобожия, содержащими в себе все виды единобожия.

(, начав повторять):

لبيك اللهم لبيك لبيك لا شريك لك لبيك إن الحمد والنعمة لك والملك لا شريك لك

«Ляббейк Аллаахумма ляббейка! Ляббейка ляя шариика ляка ляббейка! Инналь хамда ван ниъмата ляка валь мульк, ляя шариика ляка»
«Вот я перед Тобой, о Аллах! Вот я перед Тобой! Вот я перед Тобой, и нет у Тебя сотоварища! Вот я перед Тобой! Поистине, Тебе надлежит хвала, и Тебе принадлежат милости и владычество! Нет у Тебя сотоварища».

15 — Все люди вслед за ним громко повторяли эти слова.

Примечание: Паломнику велено повышать голос при произнесении тальбии, поскольку Пророк, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха, сказал: «Ко мне явился Джибриль и велел мне приказать своим сподвижникам и тем, кто со мной, повышать свои голоса при произнесении тальбии». Также посланник Аллаха, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха, сказал: «Лучший хадж — это громкое произнесение (слов) тальбии и пускание крови жертвенного животного». Поэтому, войдя в состояние ихрама, сподвижники пророка, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха, не успевали достичь (местечка) ар-Рауха, как их голоса уже были охрипшими. В том, что касается тальбии, женщины подобны мужчинам, поскольку два предыдущих хадиса носят всеобщий характер. Поэтому им также следует повышать свой голос, если только нет опасений, что это может вызвать искушение (фитна). Так, Айша, да будет доволен ею Аллах, повышала свой голос до такой степени, что ее слышали мужчины. Абу ‘Атыйа сказал: «Я слышал, как Айша говорила: „Поистине, я знаю, какой была тальбия посланника Аллаха, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха“, — после чего я слышал, как она произносила тальбию: „Ляббейк Аллаахумма ляббейка!…“ (и далее до конца)».

В другой версии хадиса сообщается: «И люди стали произносить тальбию, добавляя к ней следующие слова:

لبيك ذا المعارج لبيك ذا الفواضل

«Ляббейка Заль-Мааридж, Ляббейка Заль-Фавадиль» / «Вот я перед Тобой, Владыка ступеней! Вот я перед тобой, Владыка милостей!» Абу Дауд, Ахмад, аль-Байхаки.

а посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ничего не сказал им из-за этого. Это свидетельствует о допустимости что-либо добавлять к словам тальбии пророка, да благословит его Аллах и приветствует, так как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, подтвердил действия сподвижников своим молчанием. О том же самом говорили имам Малик и аш-Шафии. Вместе с тем имам Ахмад привел следующее высказывание Ибн Аббаса: «Остановись на этом (, ничего не добавляя), ибо такова тальбия посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует». Некоторые современные ученые назвали иснад этого сообщения достоверным, хотя один из его передатчиков является слабым. Тем не менее существует достоверный хадис от Абу Хурайры, который передал, что среди слов тальбии, произносимых пророком, да благословит его Аллах и приветствует, были следующие: «Ляббайка Иляха-ль-Хакк» / «Вот я перед Тобой, Господь Истины». Данный хадис привели ан-Наса’и и другие мухаддисы.

Тальбия является ответом раба на зов Всевышнего Аллаха, обращенный к Его творениям. Аллах призвал Свои творения совершать хадж к Его Дому через пророка Ибрахима, мир ему (см. суру «Хадж», аят 27). Паломник, произносящий тальбию, покорен и спешит на зов Аллаха, говоря: «Ляббай-ка, Аллахумма, ляббай-ка …», — т.е. «я отвечаю на Твой зов, покорившись Твоей мудрости и повинуясь Твоему приказу всякий раз, не опаздывая и не мешкая!» Об этом сказал шейх аль-Ислам (Ибн Таймиййа).

16 — Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, беспрерывно повторял тальбию.

В этом содержится указание на то, что следует непрерывно повторять тальбию, поскольку, во-первых, она относится к «обрядам хаджа», а, во-вторых, пророк, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха, сказал: «Едва только произносящий тальбию промолвит ее слова, как тут же произносит тальбию то, что (находится) справа и слева от него — деревья, камни и глина — пока не закончится земля здесь и там, справа и слева от него». Особенно это следует делать всякий раз, когда паломник поднимается на какую-нибудь возвышенность или спускается в вади, исходя из хадиса, который был приведен чуть ранее: «Я будто вижу, как Муса, мир ему, спускается со склона, громко взывая к Всевышнему Аллаху (со словами) тальбии». В другом же хадисе передается: «Я будто вижу, как он спустился в вади, произнося тальбию». Вместе с тальбией можно произносить и тахлиль (т.е. слова: «Ля иляха илля-Ллах», — прим. переводчика), поскольку Ибн Масуд, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я вышел вместе с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и преветствует, и он не переставал произносить тальбию, пока не бросил камешки в большой столб (джамрат аль-акаба), за исключением того, что вместе с тальбией он произносил такбир (т.е. слова: „Аллаху акбар“ — прим. переводчика) либо тахлиль».

17 — Джабир сказал: [«Мы [во весь голос] произнесли: [«Ляббейка Аллахумма («Вот я перед тобой, о Аллах»)], Ляббейка би-ль-хадж»(«Вот я перед тобой (, совершая) хадж«]. (В одной из версий хадиса сообщается: «Мы не знали (, что можно совершать) умру»),

Я (т.е. шейх аль-Альбани — прим. переводчика) говорю: это произошло в начале прощального хаджа до того, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, указал сподвижникам на законность совершения умры в месяцы хаджа, о чем свидетельствуют многие хадисы. Среди них, например, хадис, который передала Айша: «Мы отправились в путь вместе с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, (в год прощального паломничества) и он сказал: «Тот из вас, кто желает совершить хадж и умру, пусть сделает это. Тот из вас, кто желает совершить умру, пусть сделает это…». (Далее) Айша сказла: «… я была в числе тех, кто вознамерился совершить умру». Об этом передали аль-Бухари и Муслим. Текст хадиса приводится в изложении Муслима.

а в другой версии хадиса передается:

«Мы, сподвижники пророка, да благословит его Аллах и приветствует, вошли в состояние ихрама и произнесли тальбию (с намерением совершить) только хадж и больше ничего, один только хадж.

18 — [Он сказал: «А Айша вознамерилась совершить умру. Когда же она оказалась в Сарифе, у нее начались месячные»].

Местечко, расположенное неподалеку от ат-Тан’има. В «Ан-Нихаййа» сказано: «Оно находится на расстоянии десяти миль от Мекки. Также сообщается как о меньшем, так и о большем расстоянии этого места от Мекки».

Пройденное вкратце:

  1. Вхождение в ихрам в одеянии изар и рида, до этого совершив полное омовение.
  2. Облачение в эти одежды и умащение себя благовониями для мужчин до того, как их надеть.
  3. Вхождение в состояние ихрама в специальном месте, которое называется микат.
  4. Вхождение женщин, у которых месячные или послеродовое кровотечение, в состояние ихрама после совершения полного омовения (гуcль).
  5. Вхождение в состояние ихрама с намерением совершить хадж и умру, в зависимости от вида хаджа.
  6. Совершение хаджа с женщинами и детьми.
  7. Произнесение тех же слов тальбии, которые говорил пророк, да благословит его Аллах и приветствует.
  8. Возглашение тальбии громким голосом.
  9. Прерывание хаджа в пользу умры тем человеком, который вознамерился совершить хадж аль-ифрад или аль-кыран, если он не гонит с собой жертвенных животных.