Стояние на (холмах) ас-Сафа и аль-Марва

Для муфрида и къарина уаджиб сделать саъи только один раз без разногласия. Что касается мутаматтиъа, то он делает его, по мнению большинства, два раза. По мнению Ахмада и ибн Таймии саъи во время умры достаточно, и если человек в хадже не сделает его, то в этом нет проблем. Аллаху аъалам.

29 — После этого он вышел через ворота (в другой версии хадиса сообщается: «через ворота ас-Сафы») и направился к (холму) ас-Сафа.

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Совершайте сай, ибо Аллах предписал вам сай».

Приблизившись к нему (холму ас-Сафа), он прочитал:

﴿ إن الصفا والمروة من شعائر الله ﴾

«Воистину, ас-Сафа и аль-Марва — одни из обрядовых знамений Аллаха»

Аят и слова «Абда’у би-ма бада’а-Ллаху би-хи» следует прочитать до того, как человек дойдет до Сафы, так как эти слова не являются словами зикра во время саъи,

после чего произнес:

أبدأ (نبدأ) بما بدأ الله به

«Абда’у (в другой версии хадиса сообщается: набда’у) би-ма бада’а-Ллаху би-хи»

«Я начинаю (в другой версии хадиса сообщается: „Мы начинаем“) с того, с чего начал Аллах». Он начал с ас-Сафы и поднимался на нее, пока не увидел Дом (Аллаха).

30 — Он встал лицом к кибле, произнес свидетельство единобожия, возвеличил Аллаха [три раза], [восхвалил Аллаха] (То есть говорит: «Ля иляхя илля Аллах, Аллаху Акбар, Альхадму лиллах» (по 3 раза) и после этого говорит нижеприведенный зикр) и сказал:

﴿ لا إله إلا الله وحده لا شريك له له الملك وله الحمد [ يحيي ويميت] وهو على كل شيء قدير لا إله إلا الله وحده [ لا شريك له] أنجز وعده ونصر عبده وهزم الأحزاب وحده ﴾

«Нет божества достойного поклонения, кроме Аллаха, Одного, у Которого нет сотоварища! Ему принадлежит власть и надлежит хвала, [Он оживляет и умерщвляет] и Он властен над всем сущим! Нет божества, достойного поклонения кроме одного Аллаха [у Которого нет сотоварища]! Он выполнил обещание, помог своему рабу и в одиночку разбил враждебные племена».

Эти слова означают, что Всевышний Аллах разбил племена без сражения между людьми и вообще без какого-либо человеческого вмешательства. Под племенами здесь подразумеваются группы язычников, объединившихся против посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в противостоянии, которое получило название «Битва у рва».

Он повторил это трижды, а в промежутках между каждыми двумя разами обращался к Аллаху с мольбой (дуа).

Руки следует поднимать только во время дуа, во время зикра руки не поднимаются. Также здесь указание на то, что зикр делается 3 раза, а дуа два раза.

31 — Затем он спустился, направившись к (холму) аль-Марва [пешком].

Этот хадис ясно свидетельствует о том, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершал ритуальный бег (сай) пешком. В другом хадисе Джабира передается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершал сай между (холмами) ас-Сафа и аль-Марва, сидя на верблюде: он так сделал для того, чтобы его видели люди, наблюдали за (его обрядами) и задавали ему свои вопросы, поскольку вокруг него скопилось огромное количество народа.

Когда его ноги ступили внутрь пересохшего русла (вади), он побежал (сай)

То есть паломник идет шагом до указателя, который находится слева и справа и обозначен в наше время зеленым цветом. Дойдя до первой отметки, он начинает быстро бежать, пока не достигнет следующей отметки. Во времена пророка, да благословит его Аллах и приветствует, на этом участке находилось пересохшее русло аль-Абтах, дно которого было усыпано мелкими камешками. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Вади аль-Абтах следует преодолевать быстро»,

а когда он стал подниматься [что означает] [, ступив] [на другой конец расселины], то перешел на шаг, дойдя до аль-Марвы. [Он поднимался на нее, пока не увидел Дом (Аллаха)].

32 — Находясь на аль-Марве, он сделал все то же самое, что и на ас-Сафе.

Затем паломник должен вернуться назад, пока не поднимется на ас-Сафу. Он проходит обычным шагом то место, где следует идти шагом, и бежит в том месте, которое предназначено для саъя. Это будет считаться вторым прохождением между ас-Сафой и аль-Марвой. Затем он возвращается на аль-Марву. И так он поступает до тех пор, пока не совершит семь прохождений, последнее из которых завершится на аль-Марве. Дозволено совершать прохождение между ас-Сафой и аль-Марвой на передвижном средстве. Однако пророку, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха, нравилось совершать этот обряд пешком. Когда паломник завершит седьмое прохождение на аль-Марве, он укорачивает волосы на своей голове, и на этом его умра заканчивается. Ему становится дозволенным то, что было запрещено в состоянии ихрама, и он продолжает пребывать, не находясь в состоянии ихрама, до наступления дня ат-тарвия (т.е. до 8-го числа месяца Зу-ль-Хиджа). Тот, кто вошел в состояние ихрама, не намереваясь совместить умру с хаджем, и не пригнал с собой жертвенного животного из места своего проживания, должен выйти из состояния ихрама, следуя приказу пророка, да благословит его Аллах и преветствует, и избегая того, что вызвало его гнев (как мы об этом будем говорить дальше). Тот же, кто пригнал с собой жертвенное животное, продолжает пребывать в состоянии ихрама и выходит из него только после того, как совершит ритуальное бросание камешков в День Жертвоприношения.

Пройденное вкратце:

  1. Въезд в Мекку.
  2. Полное омовение, если на то есть возможность.
  3. Вход в мечеть с правой ноги и произношение слов при вхождении в мечеть.
  4. Совершение обхода Каабы.
  5. Обнажение мужчинами правого плеча во время этого обхода Каабы.
  6. Прохождение первых трех кругов быстрым шагом (ар-рамль) во время этого обхода Каабы.
  7. Произнесение слов: «Аллаху Акбар!» около Черного камня.
  8. Целование Черного камня и прикосновение к Йеменскому углу во время каждого круга при обходе Каабы.
  9. Совершение намаза в два рак’ата после (этого) обхода Каабы. В первом рак’ате (после «Аль-Фатихи») чтение суры «Аль-Кяфирун» (№ 109), а во втором — «Аль-Ихлас» (№ 112).
  10. Совершение этого намаза позади места (стояния) Ибрахима (макам Ибрахим).
  11. Питье воды (из источника) Зам-Зам и поливание ее себе на голову.
  12. Возвращение к Черному камню, чтобы прикоснуться к нему.
  13. Отправка к горе ас-Сафа, читая определенный аят.
  14. Стояние на (холме) ас-Сафа, обратившись лицом к Кибле.
  15. Поминание Аллаха на ас-Сафе; троекратное произнесение свидетельства единобожия (таухид), возвеличивания Аллаха (такбир), восхваления Аллаха (тахмид) и слов: «Ля иляха илля-Ллах» (тахлиль).
  16. Семикратное прохождение между ас-Сафой и аль-Марвой.
  17. Ритуальный бег (сай) при каждом прохождении между ас-Сафой и аль-Марвой, ступив внутрь пересохшего русла (вади).
  18. Стояние на (холме) аль-Марва, обратившись лицом к Кибле.
  19. Такое же поминание Аллаха на аль-Марве, которое было совершено на ас-Сафе.
  20. Завершение ритуального бега (сай) на аль-Марве. Сунны (нафиль) в саъи не бывает в отличие от тавафа. Определенного зикра в саъи не пришло.
  21. Выход из состояния ихрама паломника, который совершает хадж ат-таматту’ или хадж аль-кыран, если он не пригнал с собой жертвенное животное, посредством стрижки волос, облачения в обычную одежду и т.п.
  22. Выход из состояния ихрама того паломника, который совершает хадж ат-таматту’, посредством стрижки волос, а не бритья головы.