Достоинство совершения Умры в месяц Рамадан

Сообщается, что Ибн ’Аббас, да будет доволен им Аллах, сказал: «Когда Пророк ﷺ вернулся из хаджа, он спросил Умму Синан аль-Ансарию: «Что помешало тебе совершить хадж?». Она сказала, что у её мужа было два верблюда, орошающих пашню, на одном из них он отправился в хадж, а другой остался для орошения земли. Пророкﷺ сказал: «Воистину умра /малое паломничество/ во время Рамадана приравнивается к совершению хаджа вместе со мной». аль-Бухари 1764 и Муслим 1256.

В другой версии хадиса говорится, что посланник Аллаха ﷺ сказал: «Когда наступит Рамадан, то соверши умру, воистину умра в этот месяц равняется хаджу». аль-Бухари 1790 и Муслим 1256.

Сообщается от Умму Ма’кыль, да будет доволен ею Аллах, что Пророк ﷺ сказал: «Соверши умру во время Рамадана, воистину она подобна хаджу».  Абу Дауд 1989, ан-Насаи в книге «ас-Сунан аль-кубра» 4226, ат-Тиримзи 939), Ибн Хузайма 3075, аль-Хаким 1/656.

Подобные хадисы передаются также от Джабира, Анаса, Абу Хурайры и Вахба ибн Ханбаша, да будет доволен ими Аллах.

Относительно слов Пророка ﷺ: «…воистину умра в этот месяц равна хаджу», Ибн Батталь сказал: «Эти слова указывают на то, что хадж, о награде которого идёт речь, является добровольным, потому что по единогласному мнению всех учёных умра никак не может заменить обязательный хадж. Поэтому под словами „…равна хаджу“, подразумевается награда и достоинство. Воистину Аллах дарует Свою милость кому пожелает». См. «Шарх ибн Батталь» 4/428, «Минхат аль-Бари» 4/233.

Из этих хадисов мы узнаём о следующем:

  1. Всевышний Аллах оказал своим рабам милость тем, что уготовил для них большую награду за малое деяние. И за это мы премного восхваляем Его. См. «Фатх аль-Бари» Ибн Хаджар 3/604 и «Тухфат аль-ахвази» 4/7.
  2. Пророк ﷺ проявлял заботу о своей умме, узнавал о положении своих подданных, спрашивал о них. Он был самым сострадательным и благожелательным человеком по отношению к другим людям. Так должен поступать каждый, кому Аллах вручил управление другими людьми; быть добрым, обходительным и искренним с ними, узнавать о состоянии их дел и стараться принести им пользу в этом мире и в Следующем.
  3. Умра в месяце Рамадан не заменяет собой обязательного хаджа, являющегося одним из столпов Ислама. Она равняется хаджу в награде, но не снимает с мусульманина обязанность совершения хаджа. Это является единым мнением всех учёных Ислама.
  4. Награда за благое деяние возрастает, если совершается в благословенное время, также она возрастает в соответствии с уровнем искренности и осознания при совершении благодеяния. См. «Фатх аль-Бари» 3/604, «Авну аль-ма’буд» 5/323 и «Файд аль-Кадир» 4/361.
  5. Этот и другие хадисы, говорящие о равенстве одного дела другому, указывают на равенство в награде, а не в сущности. Например, в одном из хадисов говорится, что сура «Скажи: Он Аллах — Один» равняется трети Корана, в данном случае, речь идёт только об идентичности воздаяния за чтение, но это не значит, что сура «аль-Ихляс» может заменить треть Корана по смыслу и значимости.  Об этом ат-Тирмизи упомянул в своей книге «аль-Джами’» со ссылкой на Исхака ибн Рахауейха 3/276.
  6. Умра достигла степени хаджа, по причине Рамадана, который является великим временем. «Человек совершающий умру в Рамадане, объединяет святость месяца Рамадан со святостью самой умры. Благословенность времени и места совершения умры, сделали возможным равенство между ней и хаджем, который также совершается в почётное время (заповедные месяцы) и в почётном месте». См. «Маджму’у аль-фатауа» 26/293. Также в совершении умры во время Рамадана есть определённые трудности, такие как: сильное утомление от прохождения обрядов для постящегося человека, или необходимость прервать пост во время пути, с последующим восполнением пропущенных дней. В другое время года паломник не сталкивается с подобными трудностями. Когда Пророк ﷺ велел Аише совершить умру, то сказал, что «награда за неё в соответствии с твоими усилиями» или он сказал: «…в соответствии с твоими расходами». Муслим 1211. См. «аль-Муфхим» 3/370.
  7. Данную награду получит любой, кто сделает умру на протяжении Рамадана, даже если он не останется затем в Мекке, и вернётся домой сразу после её совершения.
  8. Из данного хадиса не следует, что умру в Рамадане нужно делать многократно, постоянно выходя за пределы территории «аль-Харам», и совершая её по нескольку раз в один месяц или даже в один день. Такие действия стали распространёнными в наше время, но это противоречит сунне и пути сподвижников, да будет доволен ими Аллах. До нас не дошло ни каких хадисов и ни какой информации о том, чтобы кто-то из сподвижников совершал умру несколько раз за один приезд в Мекку. См. «Маджму’у аль-фатауа» 26/292, «Зад аль-ма’ад» 2/93 и «Тахзиб ас-сунан» 7/36.
  9. Кто решил совершить умру в Рамадане, и провести время по соседству с домом Аллаха на протяжении всего месяца или его десяти последних дней, тот должен удерживать себя от всего, что запретил Аллах, потому что грех, сделанный в Мекке, страшнее греха, сделанного за её пределами. Также прибавь к этому святость самого месяца Рамадана.
  10. Тот, кто приехал в Мекку, чтобы провести Рамадан на святой земле, и привёз свою семью, должен следить за ними, чтобы они не делали ни чего запретного Аллахом. Мусульманин должен следить за поведением членов своей семьи и исправлять их ошибки. Возможно, что человек будет пребывать в Мекке желая награды, но вместо этого вернётся домой с грехами, покрывающими все его благодеяния, из-за того, что пренебрегал дурным поведением своих детей.
  11. Если человек вошёл в состояние ихрама, затем прибыл в Мекку постящимся, то у него есть выбор: либо он может прекратить поститься и сделать умру днём, либо дождаться захода солнца и совершить умру после ифтара. Но в данном случае всё-таки предпочтительнее будет прекратить пост, подкрепиться и сделать умру днём. Потому что лучше совершать умру сразу по приезду в Мекку, как это делал Пророк ﷺ.
Метки
,