Действителен ли Хадж, совершенный на запретные деньги?

Если Хадж совершается на запрещенные шариатом средства, то имам ан-Науауи, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Если человек совершает хадж на запретные деньги, или едет на животном, которое было захвачено силой, то он грешит, но его хадж действителен и достаточен, на наш взгляд. Это также мнение Абу Ханифы, Малика, аль-Абдари и большинства ученых». См. «Аль-Маджму», 7/40.

Ученых Постоянного Комитета спросили: «Какое положение у людей, которые совершают хадж на запретные деньги, а именно на деньги от продажи наркотиков, затем покупают билеты в хадж своим родителям и отправляют их, при этом некоторые из них знают, что эти деньги были заработаны на продаже наркотиков. Действителен ли в этом случае хадж?».

Они ответили: «Если деньги на хадж были получены запретным путем, то это не значит, что хадж становится недействительным, однако человек совершает грех, зарабатывая деньги запретным путем, и это уменьшает награду за хадж, но не лишает ее полностью». См. «Фатауа аль-Ляжна ад-Даима лиль-Бухус аль-Ильмийя уаль-Ифта», 11/43.

Также были учёные, считающие совершение Хаджа на средства, добытые запретным путем — недействительным:

Сказал Ибн аль-Хаджиб аль-Малики, что Ибн ’Умар, да будет Аллах доволен ими обоими, говорил: «Лучшие из паломников те, у кого самые чистые намерения, самые чистые заработки и самая крепкая вера». См. «аль-Мадхиль», 4/210.

Шейх Ибн ’Усаймин, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Хадж должен быть совершен на дозволенные (халяль) средства, потому что хадж на средства, добытые запретным путем, недопустим. Некоторые ученые даже говорят, что хадж в этом случае недействителен. Сказал один из них: «Если вы совершаете хадж на запретные деньги, то не вы совершаете хадж, а ваш верблюд»». «Фатауа Ибн ’Усаймин», 21/20.

Также передаётся:

«Как сказал один из ученых, хадж на запретные деньги неприемлем, потому что в этом случае человек не выполнил условия принятия хаджа, ведь Аллах говорит:

﴿ إنَّمَا يَتَقَبَّلُ اللَّهُ مِنَ الْمُتَّقِينَ ﴾

«Воистину, Аллах принимает только от богобоязненных» Сура «аль-Маида», аят 27.

Сказала группа ученых, и среди них аль-Газали, аль-Карафи, аль-Куртуби и ан-Науауи, что в этом случае хадж не принимается. Аль-Газали передал это от Ибн ’Аббаса, да будет доволен им Аллах, и достаточно этого — как доказательство». См. «Мауахиб аль-Джалиль Шарх Мухтасар Халиль», 2/530.

Однако большинство имамов, включая четырех мазхабов говорят, что Хадж даже на харамные деньги действителен и как фард он спадает. Однако иное дело, что такой Хадж не будет из числа благочестивых, за который награда Рай и прощение грехов.

Даже если сообщение от Ибн ’Умара достоверное, нет в нем указания на то, что Хадж на харамные деньги недействительный.

Что касается некоторых ученых, кто сказал, что Хадж на харамные деньги недействительный, то из сильных их доводов следующий хадис:

Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Тот, кто накопил запретное имущество и раздал его в качестве милостыни (садакъа), не получит за это никакой награды, а еще понесет за это бремя греха». Ибн Хузайма 4/110, Ибн Хиббан 3367. Хадис хороший. См. «Сахих ат-таргъиб» № 752, «Тахкыкъ Джами’ аль-‘улюм» 1/264.

Кстати, в этом довод на то, что заработавший на хараме не получит награды, даже если раздаст эти деньги в качестве садакъа. Поэтому когда человек избавляется от запретных денег, ему даже нельзя иметь намерение на садакъа.

А что касается упомянутых слов ученых, и в частности шейха Ибн ’Усаймина, то речь непосредственно про добывшего деньги харамным путем, а не про сами харамные деньги, которые для другого халяль.

А если сказать, что суть непосредственно в харамных деньгах и они сами остаются харамными, то тогда это будет ограничением, нуждающимся в доводе. Ведь Пророк, мир ему и благословение Аллаха, и сахабы брали джизию от неверующих, и было известно, как сообщил о них Аллах, что они пожирают запретное, и они зарабатывали на продаже вина, свинины и ростовщичестве. Однако они брали от них деньги, и эти деньги шли в «байт аль-маль». И оттуда эти средства расходовались на самые различные благие дела, и Хадж явно был не исключением. Но если говорить, что суть непосредственно в заработанном на хараме, тогда получается что куда бы и как бы не перешли эти деньги, они сами непосредственно остаются харамными.

Во время правления ‘Умара ибн аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах, сборщики джизьи стали взимать этот налог свиньями и вином, тогда Биляль, да будет доволен им Аллах, пришел к ‘Умару и сказал: «Поистине, твои люди берут свиней и вино!» После этого ‘Умар сказал сборщикам: «Не берите этого у людей Писания! Повелевайте им продавать это и берите с них джизью деньгами!» Абу ‘Убайд в «аль-Амуаль» 53. Шейхуль-Ислам Ибн Таймия подтвердил достоверность. См. «Маджму’уль-фатауа» 29/265.

Зарр ибн ‘Абдуллах рассказывал: «Однажды пришел к Ибн Мас’уду, да будет доволен им Аллах, человек и сказал: „У меня есть сосед, который пожирает ростовщичество, и он все время меня зовет в гости“. На это Ибн Мас’уд сказал: „Его угощение для тебя, а грех на нем“». ‘Абдур-Раззакъ 8/150. Имам Ахмад и хафиз Ибн Раджаб подтвердили достоверность этого сообщения. См. «Джами’уль-‘улюми уаль-хикам» 1/201.

Также сообщается, что Сальман аль-Фариси, да будет доволен им Аллах, сказал: «Если у тебя есть друг или сосед или родственник, зарабатывающий на запретном, который даст тебе подарок или же позовет к себе покушать, то прими это. Поистине, его угощение для тебя, а грех на нем». ‘Абдур-Раззакъ 8/150.

Когда аль-Хасана аль-Басри спросили: «Можно ли есть еду сборщиков налогов?», он ответил: «Аллах сообщил вам о том, что христиане и иудеи пожирают ростовщичество, и все равно дозволил вам их пищу!» ‘Абдур-Раззакъ 8/151.

Когда шейха Ибн ‘Усаймина спросили о совершении Хаджа на деньги, которые дал ростовщик, владеющий банком, шейх ответил: «Нет проблем на человеке, которому дал садакъа кто-то из ростовщиков, чтобы он совершил Хадж на эти деньги. Как и нет проблем на нем принять от него то, что он подарил, потому что грех ростовщичества на том, кто зарабатывает этим. А что касается дозволенности того, что взято шариатским путем, как подарок или садакъа, то довод этому является то, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, принимал подарки от иудеев, кушал их еду, покупал у них, несмотря на то, что иудеи занимались ростовщичеством и пожирали запретное, как это было известно. Конечно, если скажем, кто-то своровал овцу и подарил ее тебе, то тут мы запрещаем брать ее, поскольку ты знаешь, что эта овца не является его имуществом. Однако, если он зарабатывает на ростовщичестве, то грех на нем, а для того, кто взял у него это имущество шариатским путем, оно дозволено». См. «Фатауа Ибн ‘Усаймин» 21/105.

А Аллаху ведомо обо всем лучше!

Метки
,